22.11.2024

Хозяйка ачинского цеха по пошиву одежды: «Моя ошибка в резком старте!»

Хозяйка швейного цеха: о неудачном опыте, планах на будущее и вере в лучшее

В очередной «Тайной комнате» беседуем с хозяйкой швейного цеха – Светланой. Женщина говорит, что предпринимателем становиться никогда не мечтала – так сложились обстоятельства. В отличие от большинства частников, о своём выборе Светлана не жалеет, не жалуется на «непростые времена» и верит, что расцвет её дела ещё впереди.

— Я не планировала становиться бизнесвумен, долгое время работала в госструктурах. Но в какой-то момент мне надоело горбатиться на государство. Поговорили с мужем и пришли к выводу, что надо открывать своё дело: отдел женской одежды. Так и закрутилось. Вещи возили качественные, поэтому – по цене выше китайского ширпотреба.   

— Всё так легко? А как же обдумывания, просчёты и бизнес-планы? Неужели не было переживаний потерять вложенные деньги?

— Не было, я же не брала кредит, а вкладывала свои. И потеряла бы, если что, тоже свои. Но началось всё очень хорошо: торговля шла замечательно. За день я легко «отбивала» аренду в 25 тысяч рублей. А спустя два года потихоньку спрос начал падать. Цены на качественную одежду росли, а денег у людей становилось меньше. Плюс Ачинск в то время буквально заполонил китайский ширпотреб. Отдел в итоге я закрыла.

— После этого не было мысли вернуться на госслужбу?

— Нет, я уже тогда почувствовала свободу и вообще о работе на дядю не думала. Знала – надо придумать для себя новый вид деятельности. В то время я начала много шить: обшивала себя, детей, подруг, родственников. И однажды знакомый предложил открыть швейный цех. А уже через месяц мы закупили оборудование, наняли швей и закройшиц, сняли помещение.

— Тот ваш знакомый – идейный вдохновитель или партнёр?

— У нас с ним бизнес поровну. Вместе мы всё прикинули по деньгам, составили план: просчитали затраты, возможную прибыль, риски и так далее. Но всё это было бесполезно. Сейчас я понимаю, что ничего из намеченного не сбылось. Всё пошло абсолютно не по плану, причём с самого начала. Хотели реализовывать наши изделия через сайт. Отправляли одежду в несколько городов под реализацию, и каждый раз с боем мне приходилось забирать свои деньги. Через несколько лет открыли собственный отдел в одном из торговых комплексов Ачинска. А позже переехали в другое помещение.

— А как насчёт продажи своих изделий через интернет-площадку «Вайлдберис»: в последнее время она быстро развивается.

— Мы отшивали для двух клиентов под их брендом спортивные костюмы и платья для продажи на «Вайлдберис». Не знаю, пошла продажа у них или нет, но больше к нам никто с такими заказами не обращался.

— Сколько у вас обязательных ежемесячных платежей и что в них входит?

— Платежи стандартные: аренда, налоги, заработная плата и так далее. Выходит порядка 150 тысяч рублей.

— Государство вам как-то помогало за то время, что вы занимаетесь бизнесом?

— Однажды я получила грант в Центре занятости – 300 тысяч рублей. И всё! Наверное, чаще поддерживают тех, у кого есть деньги…

— Какие свои решения, как руководителя, сейчас, наработав опыт, считаете неправильными?

— Я стартовала чересчур резко. Наняла шесть швей, двух закройщиц. Только успевала им деньги отстёгивать, по 250 тысяч рублей в месяц уходило на зарплату! Закройщики хотели получать больше 25, а сами ровным счётом ничего не умели – тонны ткани мне испортили. Только позже поняла, что платила им ни за что. Тогда, на старте, я потеряла много денег. Сейчас у меня две швеи, а кроем занимаюсь сама. Оборудование, которое изначально закупили на шесть швей, – простаивает.

— Сколько, если не секрет, вложили в дело? Речь о миллионах или сотнях тысяч рублей?

Больше миллиона, однозначно.

— Ощущаете на своём бизнесе последствия спецоперации? 

— Цена на ткани скакнула. Нам в любом случае придётся поднимать стоимость изделий, иначе вылетим в трубу. Но меня даже не это тревожит, а то, что у клиенток исчезло настроение баловать себя новыми платьем или блузкой. Но это началось ещё в пандемию. Люди перестали радоваться, стало меньше положительных эмоций. Даже у тех, у кого есть деньги, нет желания покупать себе обновки. Берут только потому, что надо.  

— Как бы вы описали состояние вашего бизнеса сейчас: он на равнине, спуске или подъёме?

— Последний месяц был неплохим, а март, апрель – затишье. Но я не такой человек, чтобы жаловаться и толкаться на одном месте. Всегда настраиваюсь на позитив – сегодня было пусто, значит, завтра будет густо. У меня громадьё планов. Хочу открыть оптовую точку в Красноярске. Думаю задействовать те швейные машинки, которые сейчас простаивают.

— Когда последний раз жалели, что работаете на себя?

— Ни разу не жалела.

— Приходилось когда-нибудь кричать на подчинённых?

— Да, однажды пришлось повысить голос. Потом перед самой собой было стыдно. Руководитель всегда должен держать себя в руках.

— Если бы зависело от вас, что поменяли в отношениях бизнеса и власти?

— Дала бы какие-то льготы предпринимателям на оплату аренды помещения: она съедает огромную часть заработанных средств. Пусть эти льготы шли бы не нам, а тем, кто эти площади бизнесменам сдаёт.

— Ваш совет молодым предпринимателям.

— Не бояться! Лучше хоть раз попробовать, чем потом всю жизнь терзать себя вопросами: «А вдруг получилось бы?».

— На что хватает заработанных денег: отпуск раз в году за границей, не смотреть в магазинах на ценники, помогать детям?

— На достойную жизнь хватает. Отдыхать ездить не получается – на это нет времени. Не ущемляем себя в еде, строим дом, планирую и дальше вкладываться в бизнес. 

Фото из открытых источников

Автор