Специалисты паллиативной службы уверены: если нельзя вылечить – это не значит, что нельзя помочь
Паллиативная помощь – тема, о которой в обществе говорить почему-то не принято. Хотя мало какая семья ни разу не переживала боль тяжёлого ухода близкого человека. К сожалению, умирают и дети.
Когда медицина оказывается бессильна, подключается паллиативная служба. Говоря сухим языком терминов, это помощь смертельно больным и умирающим людям. Такая служба есть и в краевом Центре охраны материнства и детства № 2. Беседуем с заведующим отделением анестезии и реанимации № 1 Алексеем Литвиненко.
— Алексей Сергеевич, как к вам попадают юные пациенты?
— Существуют определённые показания к поступлению. Если требуется подбор лекарственных средств – в том числе обезболивающих, противосудорожных препаратов – родители обращаются к участковому педиатру, и после согласования, по направлению, ребёнка госпитализируют в стационар.
— Сколько лет вы уже в этой службе? Что в начале было самым сложным?
— Работаю уже три года. Самое сложное – объяснить родителям, что статус паллиативного ребёнка не значит, что семья будет оставлена на произвол судьбы. Наоборот: ей будет уделено более пристальное внимание со стороны специалистов.
— Как научились работать с паллиативными пациентами?
— Я уже 12 лет работаю анестезиологом-реаниматологом, и за это время часто встречался с такими пациентами, оказывал им помощь. В принципе, её может оказать любой врач анестезиолог-реаниматолог, а опыт приходит с годами.
— Скольким пациентам помогли сотрудники отделения в 2021 году?
— В прошлом году коронавирусная инфекция внесла свои коррективы, и детей, действительно, было немного: не больше десяти человек. Остальные находились на домашнем режиме. Кстати, при нашей больнице есть выездная бригада, которая регулярно навещает юных пациентов.
— Наверное, эмоционально родителям очень непросто принять решение о госпитализации ребёнка в паллиативное отделение?
— Это так. Но родители должны понимать, что это не только их личная проблема. Они могут всегда получить психологическую помощь, в этой ситуации не нужно закрываться в себе. Когда малыш остаётся в стационаре, у родителей появляется возможность временной передышки. Всегда стараемся объяснить эти моменты мамам и папам. Родители должны понимать, что в медицинском учреждении их детям будет оказана квалифицированная специализированная медицинская помощь, будет проведена коррекция в лечении. Также у нас в отделении можно обучиться навыкам ухаживания за тяжелобольными детьми и, что особенно важно, работе с медицинским оборудованием.
— Какие бывают желания у ваших пациентов? Ведь, несмотря на болезнь, они остаются детьми…
— Мне запомнилась одна девочка, у которой было простое детское желание: научиться кататься на велосипеде, как её сверстники. Желания детей часто бывают очень простыми, но не всегда осуществимыми, к сожалению…
— Есть ли в отделении домашняя атрибутика, которая помогает пациентам отвлечься от того, что они находятся в казённом учреждении?
— Да, кое-что есть. Но существуют определённые условия пребывания в отделении, в соответствии с которыми многим предметам здесь запрещено находиться. Однако мы никогда не отказываем пациентам в их желании взять с собой из дома любимую игрушку, которая не противоречит нормам: резиновый мяч, куклу, машинку.
— Сотрудники службы ведут с пациентами или их родственниками разговоры про скорый уход?
— Нашей целью не является определение продолжительности жизни, наша главная задача – улучшение её качества.
— В чём, на ваш взгляд, заключается главная задача сотрудников отделения?
— С моей точки зрения – это оказание не только медицинской, но и психологической помощи ребёнку и его родителям, обучение взрослых навыкам ухаживания за своими близкими.
— Как не перегореть на такой эмоционально-сложной работе?
— Каждый находит ответ на этот вопрос по-своему. Но когда видишь судьбы паллиативных детей, невозможно оставаться равнодушным, всегда стараешься им помочь. И в этом главная задача: ты делаешь всё возможное и даже порой невозможное.
— В какой момент врач сообщает пациенту, что ему нужна паллиативная помощь?
— Диагноз сообщается врачебной комиссией законным представителям ребёнка, чаще всего родителям. А они уже самостоятельно принимают решение – согласиться или отказаться от данного статуса и паллиативной помощи.
— Подключить паллиативную помощь во время лечения – это не значит лишить, например, онкологического пациента надежды?
— Паллиативная помощь показана всем пациентам, вылечить которых медицина по каким-либо причинам уже не может. Но никто не в силах запрещать людям верить в чудо. А надежда, как вы знаете, умирает последней.
— Какой миф о хосписе вас расстраивает больше всего?
— Существует заблуждение, что в хоспис отправляют тех, кто стал обузой для родственников. На самом деле ежедневный уход за тяжелобольным человеком – это огромная физическая и психологическая нагрузка. Обратиться за помощью в хоспис – значит, сделать всё возможное, чтобы помочь ребёнку, облегчить его страдания и создать ему условия для более комфортной жизни.
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»