25.04.2024

Пиву – нет, спорту – привет: ачинцы стали пить больше, а попадаться – реже

На протяжении нескольких предыдущих лет жители Ачинска наблюдали за увеличением количества пивных магазинов, растущих как грибы после дождя – и это вызывало большую тревогу. Казалось бы: ну куда уже больше? Однако в последнее время наметилась новая тревожная тенденция: начали закрываться обычные продовольственные магазины, а на эти площади стали заезжать алкомаркеты. Ачинцы стали пить больше?

— Явно больше, – считает Василий Проскурин, заведующий структурным подразделением Красноярского краевого наркологического диспансера в городе Ачинске. – По итогам девяти месяцев 2021 года у нас в диспансере наблюдается 1220 человек – это люди, злоупотребляющие спиртными напитками, зависимые, перенесшие на почве алкоголя психозы. А ведь впереди – ещё три месяца, которые только увеличат статистику. Для сравнения: по итогам всего прошлого года таких пациентов было 1167.

— С чем вы это связываете?

— Какой-то одной причины нет. Но одним из главных факторов я считаю повсеместную доступность алкоголя: чуть ли не в каждом втором доме – пивной магазин.

— Вы имеете в виду так называемый «пивной алкоголизм»?

— Нет такого определения – пивной алкоголизм. У тех, кто сейчас пьёт пиво и считает это безобидным занятием, через три-четыре года сформируется зависимость, и они окажутся у нас. Можно провести аналогию: те, кто лечится от алкоголизма в данное время – это поколение, выросшее на рекламе водки. В 90-е, да и в начале 2000-х алкогольная продукция активно рекламировалась в газетах, журналах и на телевидении. Результат мы видим сейчас. Теперь рекламировать алкоголь запрещено, но этот запрет полностью нивелируется его общедоступностью.

***

За десять месяцев этого года, по данным полиции, в Ачинске был составлен 571 протокол за употребление алкоголя в общественных местах и 675 протоколов – за появление там же в нетрезвом виде.

— Да, возможно, народ стал пить больше, но появляться в нетрезвом виде в общественных местах – реже, – говорит командир добровольной народной дружины «Металлург» Василий Воробьёв. – По крайней мере, такой вывод я могу сделать из своего опыта.

ДНД «Металлург» состоит из сотрудников промплощадки АГК, и её основная задача – оказание содействия органам внутренних дел, участие в охране общественного порядка, предупреждение и пресечение правонарушений.

Большое внимание дружинники «Металлурга» уделяют пресечению употребления алкоголя в общественных местах

Только за этот год совместно с полицейскими дружинники задержали 52 гражданина за появление в нетрезвом виде в общественном месте и 19 человек – за распитие спиртного на улицах, во дворах, в скверах и парках. Дважды дружинники участвовали в задержании пьяного водителя, который ранее уже был замечен в нетрезвом вождении. Также представители ДНД «Металлург» регулярно участвуют в контрольных закупках – в некоторых павильонах до сих пор торгуют контрафактным алкоголем, что называется, из-под полы. А в этом году дружинникам пришлось в качестве понятых даже поучаствовать в операции по ликвидации пункта нелегального розлива алкоголя: объём контрафакта поразил даже воображение оперативников, повидавших по роду деятельности многое.

В ходе рейда дружинники не только пресекают факты употребления алкоголя в общественных местах, но и занимаются профилактической работой – в основном это, конечно, беседа.

— Да, многие говорят: «А что тут такого? Ну выпил после работы, чтобы расслабиться…», – продолжает Василий Воробьёв. – Но нам очень часто приходится сталкиваться с последствиями такого «расслабления». К сожалению, после употребления алкоголя некоторых тянет на приключения. В том числе садятся за руль в нетрезвом виде – а значит, что они уже начинают представлять опасность не только для себя, но и для общества. Нередко подвыпившие граждане и сами становятся жертвами преступлений – у них воруют деньги и телефоны.

***

А что по поводу профилактики думают специалисты – какие методы наиболее эффективны?

— Самая лучшая профилактика алкоголизма – это прежде всего пропаганда здорового образа жизни и успешности здорового человека, – уверен нарколог Василий Проскурин. – У нас в Ачинске для этого есть все условия для занятия спортом, а молодёжи в залах почему-то мало… Если честно, так и не могу понять, откуда берутся наши пациенты? Мы проводим огромную профилактическую работу, в том числе посещаем школы, проводим беседы с учениками. Большая профилактическая деятельность ведётся и непосредственно в школах – с детьми занимаются психологи, учителя, к этой работе привлекают и родителей. Но когда эти дети поступают в техникумы и училища – к ним уже начинают относиться как к взрослым, а они начинают эти положением злоупотреблять, и выражают свою «взрослость» наиболее лёгким путём – употреблением алкоголя. По статистике, практически все 18-летние имеют такой опыт.

— А что вы называете опытом? Вино на выпускном? Но ведь оно было и в наше время…

— Но в наше время молодёжь в будний день беспричинно не собиралась в подъезде, чтобы выпить пива. Затем эта привычка перерастает в другое явление: после работы человек берёт бутылку-другую, чтобы расслабиться. На взгляд обывателя, ничего зазорного в этом нет, но опасность заключается в том, что это пристрастие ведёт к психической зависимости от алкоголя – а если точнее, у таких людей она уже сформирована. А кто у нас обычно главный герой застолья? Тот, кто весь вечер пил, а утром как ни в чём не бывало пошёл на работу. Отсюда вытекает второй немаловажный момент: употребивший накануне алкоголь уверен, что это не отразится на его рабочих обязанностях. Да, алкоголя в его крови на следующий день не будет – однако из нервной системы он выводится гораздо дольше, и это обязательно скажется на выполнении его трудовых обязанностей: это рассеянное внимание, снижение реакции, неадекватная оценка ситуации, что может повлечь производственный травматизм.

— Что такое психическая зависимость?

— Её можно объяснить двумя словами: человеку нравится пить. А раз нравится – он махнёт на всё рукой и сядет, например, пьяным за руль. Алкогольное опьянение вызывает замедление реакции и нарушение координации движения, нетрезвый человек не может также объективно оценить расстояние до того или иного объекта. Успеет ли водитель в таком состоянии отреагировать на пешехода, внезапно вышедшего на переход? Хорошо, если полицейские успеют предотвратить трагедию. В этом году в Ачинске уже выявлено около 90 водителей в состоянии опьянения: это только те автомобилисты, которых в наш диспансер привезли сотрудники ГИБДД. А сколько ещё тех, кто прошёл освидетельствование на месте или отказался от него?

***

Мы узнали в полиции: всего в этом году в Ачинске было задержано 683 нетрезвых водителя. Но при этом динамика внушает небольшой оптимизм: по сравнению с прошлым годом количество пьяных за рулём снизилось почти на 10 процентов. Скорее всего, это объясняется тем, что нетрезвое вождение обходится теперь недёшево: штраф 30 тысяч и лишение прав сроком до двух лет. А повторное управление в пьяном виде – вообще уголовная ответственность: до 300 тысяч штрафа и до двух лет лишения свободы.

Так неужели хоть как-то остановить алкоголизацию населения может только страх потерять кровно заработанное?

Автор