Корреспондент «Города «А» побывала на ачинской железной дороге и узнала, как на станции формируют составы
Железнодорожная станция Ачинск-1 – структурное подразделение Красноярской дирекции управления движением ОАО «Российские железные дороги». Специализируется на приёме и отправлении пассажирских и грузовых поездов, сортировочной работе.
Сухие цифры не расскажут о том, как выглядит работа сотрудников железной дороги изнутри. В преддверии Дня железнодорожника мы посетили станцию.
Поднимаюсь в здание управления железной дороги, где в кабинете, после 12-часовой смены, меня ждёт Ирина Анатольевна Макусева – дежурный по сортировочной горке грузовых поездов. Именно голос специалиста этой профессии, отдающего команды работникам путей, мы порой слышим вблизи станций.
Итак, кто такой дежурный по горке? Этот специалист руководит роспуском составов, организует осаживание вагонов и ведёт учёт работы. Поскольку Ачинск – узловая станция, здесь происходит формирование из пришедших составов поездов по разным направлениям.
— Ирина Анатольевна, с чего начинается ваш рабочий день?
— Для начала нужно добраться до офиса – стеклянного двухэтажного здания, расположенного поодаль от вокзала и управления.
— Расскажите о специфике работы.
— Я знакомлюсь с планом формирования составов, который даётся на нашу станцию. Например, пришёл разборочный состав из 71 вагона, по которым есть указания: первый, четвёртый вагоны – Новая Еловка, второй, третий – Восток, пятый – Восток, и так далее. Нам надо собрать их в отдельные поезда, которые после отправятся по месту назначения.
Помогает мне в этом оператор СТЦ (станционного технологического центра): он принимает, отправляет и передаёт информацию о поездах, вагонах и грузах.
— Как поэтапно проходит расформирование поезда?
— Поездной локомотив привозит состав на станцию, его отцепляют, отдают на другой поезд. А мы работаем своим локомотивом. Наш горочный электровоз заходит, составитель идёт в хвост. Я для составителя делаю сортировочный листок – чтобы он знал, какой вагон на какой путь кидать, количество вагонов на отцеп и так далее. При необходимости по радиосвязи корректирую работу.
Другие составители устанавливают тормозные башмаки – на путях сортировочного парка для этого используют специальные вилки. Это делается для того, чтобы не допустить повреждения или сдвига груза.
Составитель всегда работает в тандеме с машинистом локомотива, он – руководитель работ, именно он выходит, осматривает вагон, решает, можно ли производить сцепление.
— Как вы пришли в профессию?
— В Ачинске окончила МТТ по специальности электрик, затем уехала по распределению в Хабаровск. После этого работала в городе Сорске слесарем КИПиА на молибденовом комбинате, нянечкой в садике в Ачинске. И тут я случайно встретила бывшую сокурсницу, которая позвала меня на железную дорогу. Было это в 1990 году. И вот уже тридцать лет работаю тут. Профессиональное «железнодорожное» образование получала позже. Так вышло, что меня взяли сразу на горку.
— Сложная у вас работа?
— Непростая, так скажу. На смене порой не то, что поспать – воды выпить некогда. Но человек ко всему привыкает. Моя работа требует технического склада ума и внимательности. У меня ведь в подчинении люди – это особая ответственность. И в принципе движенцы все должны быть ответственны: всё же железная дорога – зона повышенной опасности.
— Как в семье относятся к вашей профессии?
— Уважительно. Сын вот тоже пришёл на железную дорогу – работает составителем. А профессия электрика позволяет даже люстру в доме повесить.
— Кто такой железнодорожник?
— Это ответственный работник, – отвечает зашедший в кабинет наш следующий герой Николай Евгеньевич Кудояр, составитель 7-го разряда.
Работа составителя 7-го разряда заключается в выполнении плана маневровых работ от дежурного по станции (ДСП. – Прим. авт.): сколько вагонов и откуда забрать, куда переставить, затем проверить тормоза и другие параметры на исправность.
— На сортировочные пути поезда не прибывают и отсюда не отправляются – тут мы и составляем вагоны в новые составы, – рассказывает Николай Евгеньевич. – В зависимости от места назначения, затем сформированные составы перекатываем либо в чётный, либо в нечётный парк – на 10-12 пути, где вагонники их осматривают и дают добро на отправление.
В смену трудятся несколько составителей поездов 7-го разряда – кто-то работает на электровозе ВЛ80Р, другие – на горочном локомотиве ТМ.
Стоит отметить, что профессиональная нумерация путей очень отличается от той, которую мы знаем, – отсчёт в обе стороны начинается совсем не от вокзала. Например, 4 и 5 пути для обывателей – это 1 и 2 пути для путейщиков (соответственно).
— Сколько обычно грузовой поезд может задерживаться на станции?
— Обычно долго не держим. Но вот, к примеру, когда на НПЗ был ремонт, а вагоны прибывали за нефтью, мы их расставляли на дальних путях, и они там ждали, пока ремонт завершится.
— Что означает маркировка «7-й разряд»?
— У нас всего два разряда – 6-й и 7-й. Седьмой – высший разряд, эти специалисты занимаются манёврами. Составители шестого разряда при роспуске следят за скоростью движения, за стрелками и т.д.
— Давно в профессии?
— Двадцать лет. После школы я выучился на ветеринара: мы жили в деревне Толчее в Хакасии, к тому же мама, тётя и дядя были ветеринарами. Несмотря на то, что люблю животных, в 90-е годы, когда совхоз распался, пришлось искать другую работу. Но я лёгкий на подъём – рад, что жизнь сложилась именно так. У меня трое дочерей, однако они нашли себя в других профессиях.
— Что пожелаете своим коллегам и всем железнодорожникам в преддверии праздника?
— Жаль, конечно, что парк «Железнодорожник» пришёл в запустение – раньше всегда этот день отмечали там. Желаю всем тем, кто связан с железной дорогой, внимательности, крепкого здоровья, воплощения планов, побольше радостных моментов.
Фото: «Город «А»
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены