19.04.2024

Доходное место

Почему кредиторы МУП «АКС» даже спустя восемь лет так и не получили свои кровные, и кто на самом деле нагревается на банкротстве коммунального предприятия?

«По упрощённой процедуре»

Чтобы разобраться во всей этой истории, нам придётся совершить экскурс в недалёкое прошлое. В 2007 году в Ачинске решили усовершенствовать систему обеспечения населения коммунальными ресурсами путём создания единой тепловодоснабжающей организации – МУП «Ачинские коммунальные системы». Но постепенно у муниципального предприятия, миллион за миллионом, начали копиться долги перед главным поставщиком ресурсов – ТЭЦ компании РУСАЛ. Причина совершенно естественная: в те времена население ежегодно недоплачивало управляющим компаниям за коммунальные услуги порядка 70 миллионов рублей. Соответственно, УК не могли отдать эти деньги «АКС», а «АКС», в свою очередь, – РУСАЛу. В должниках числились не только управляющие компании, но и различные коммерческие организации, отдельные предприниматели.

В связи с этим в апреле 2012 года администрация города решила ликвидировать МУП. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 июля 2013 года «АКС» были признаны банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство «по упрощённой процедуре», управляющим утверждён Рамиль Сафарянов.

Всё имущество муниципального предприятия, связанное с организацией обеспечения населения Ачинска теплом, водоснабжением и очисткой сточных вод, в феврале 2014 года было передано в аренду ООО «Теплосеть». Не безвозмездно, конечно – впрочем, к этому мы ещё вернёмся.

А «Ачинские коммунальные системы» весной 2014 года фактически прекратили всю деятельность. Изначально на процедуру банкротства отводили полгода, но потом срок неоднократно продлевался. Тогда ещё никто не знал, что он займёт долгие годы, и конца-края этому ещё не видно. Но может, конкурсному управляющему удалось за это время хотя бы рассчитаться с РУСАЛом? Наберитесь терпения – мы подбираемся к самому интересному.

Куда «ушли» 900 миллионов?

Итоги почти восьмилетней работы конкурсного управляющего Рамиля Сафарянова, скажем откровенно, не впечатляют. Он успел лишь продать часть имущества (от принадлежащей «АКС» квартиры до различных товарно-материальных ценностей) и собрал задолженность в размере 484 миллионов рублей (хотя основное имущество – сети водо- и теплоснабжения, водоотведения – до сих пор так и не проданы). Всего на счёт «АКС» за это время поступило 942 миллиона рублей, в том числе – доход от коммунальных сетей, которые «АКС» по-прежнему сдаёт в аренду «Теплосети».

При этом кредиторы не получили от конкурсного управляющего ни копейки. И счёт у предприятия тоже пустой. На что же был потрачен почти миллиард рублей? Деньги немалые – это треть бюджета всего Ачинска, на минуточку!

Например, судя по отчёту Сафарянова, 50 миллионов рублей ушло на техническую инвентаризацию и оценку имущества «АКС». Безусловно, эти процедуры – очень нужные, но стоят ли эти бумажные работы 50 миллионов? Большой вопрос. Мы всё понимаем: конкурсный управляющий работает не на общественных началах, да и юристы бесплатно по судам не ходят, но может, надо как-то поумерить аппетиты?

Поскольку судьба ещё 900 миллионов остаётся неизвестной, всё явнее проступает интересная картина, которая почему-то до сих пор остаётся без внимания надзорных органов.

При этом реестр требований кредиторов составляет около 380 миллионов рублей, и практически ни копейки из них до сих пор не выплачено. В первую очередь – основному кредитору, то есть РУСАЛу, с которым, судя по финансовым отчётам конкурсного управляющего, уже давно можно было рассчитаться.

Но вместо этого Сафарянов проявляет активность в другом направлении: он зачем-то выставил на реализацию дебиторскую задолженность на общую сумму 578 миллионов рублей, помеченную как «не реальная ко взысканию». Это те самые деньги, которые много лет назад население и различные предприятия задолжали управляющим компаниям.

Ответ без ответа

Тему банкротства «Ачинских коммунальных систем» мы подняли ещё несколько номеров назад, в том числе писали и о той самой дебиторке, «не реальной ко взысканию». При первом знакомстве с ситуацией нам показались странными два момента: во-первых, истёк срок исковой давности, который по российскому законодательству составляет три года; во-вторых, многих дебиторов уже не существует. Тогда зачем Сафарянову вся эта петрушка? Спустя восемь лет продемонстрировать видимость бурной деятельности? Подогреть в городе социальную обстановку, которая и без этого накалена?

Поэтому мы решили обратиться в различные надзорные органы – в полицию, Следственный комитет, Генпрокуратуру, Центробанк и Службу финмониторинга.

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации сообщила газете «Город «А», что дала поручение прокуратуре Красноярского края провести проверку законности продажи долгов «Ачинских коммунальных систем».

Прошло установленное законом время, и нам прислали ответ. Что же мы видим? Формальную, на наш взгляд, отписку о том, что нарушений нет, продажа  дебиторской задолженности предприятия проходит в соответствии со статьёй 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако статья, на которую ссылается прокуратура, называется «Продажа части имущества должника». Можно ли назвать денежные долги имуществом? Сомневаемся. Потому что в том же законе есть чёткое определение, что называется имуществом, реализуемым посредством электронных торов: «недвижимое имущество; ценные бумаги; имущественные права; заложенное имущество; предметы, имеющие историческую или художественную ценность; вещь, рыночная стоимость которой превышает 500 000 рублей».

Как видим, про дебиторку в этой статье закона нет ни слова. В связи с этим мы направили в Генеральную прокуратуру повторный запрос и надеемся, что на сей раз надзорный орган отнесётся к нему гораздо внимательнее.

Вместо постскриптума

Банкротить предприятия, если судить по деятельности Рамиля Сафарянова на посту конкурсного управляющего МУП «АКС», можно годами и, видимо, даже десятилетиями. Особенно если ты одновременно являешься конкурсным управляющим ещё нескольких разорившихся предприятий. На днях Арбитражный суд Красноярского края, удовлетворив ходатайство Сафарянова, в очередной раз продлил срок конкурсного производства на «АКС» до конца 2021 года. Либо конкурсный управляющий как-то по-своему понимает термин «упрощённая процедура», либо затянувшиеся сроки влекут для него какую-то выгоду – тогда к его деятельности нужно внимательно присмотреться соответствующим органам.

Автор