Кого коснутся поправки в закон о просветительской деятельности
Депутаты Госдумы не перестают трудиться на благо народа: Госдума приняла в третьем чтении закон о просветительской деятельности. Нововведения вступят в силу уже 1 июня. Инициаторы законопроекта даже не скрывают, чем вызвано такое пристальное внимание к просвещению. В качестве примера, что с такой деятельностью в РФ не всё гладко, депутаты приводят призывы к участию в несанкционированных акциях. Как отмечается в пояснительной записке, сейчас контроля над просвещением, по сути, нет, и это «создаёт предпосылки для бесконтрольной реализации в образовании под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». Газета «Город «А» попыталась разобраться, кто подпадает под закон и чем очередная законотворческая новелла аукнется ачинцам.
Образовывать или просвещать?
Для начала разберёмся, что законотворцы вложили в понятие «просвещение», появившееся в документе. Формулировка непонятна и размыта. Во-первых, это деятельность, которая ведётся с определённой целью (имеет направленность): для развития человека (интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального). Во-вторых, удовлетворяет «образовательные потребности и интересы». Просветительская деятельность ведётся без специальных программ, и в этом её главное отличие от образования.
Это только кажется сложным, на самом деле всё проще простого. Если человек обучается по программам – в школах, вузах и так далее, то это не просвещение. Если занимается самообразованием – читает книги, слушает лекции, смотрит вебинары, ходит на тренинги, мастер-классы и тематические конференции, то это чистой воды просвещение. Под новый закон подпадают, конечно, не те, кто стремятся к новым знаниям, а те, кто эти знания человеку даёт.
Разберёмся на простом примере: мастер-класс по изготовлению свечей из натурального воска от мастера-самоучки – это просвещение? Конечно, ещё какое! Ведь мастер-класс даёт «знания, умения, опыт и компетенции для профессионального развития или для удовлетворения интересов человека». Но если бы мастер-класс организовала, к примеру, какая-то школа, имеющая лицензию, программу и выдающая после мастер-класса сертификат государственного образца – тогда пожалуйста, вот вам образование!
Недавно автор этих строк прошла обучение онлайн. Считалось бы получение новых знаний подобным путём после принятия закона – нарушением? Однозначно да. Я же профессионально развиваюсь, «удовлетворяю свои образовательные потребности», а значит, с высокой колокольни плюю на все правила.
А как теперь людям понять: можно им нести свои знания и умения в массы или загребут «под белы рученьки» как дважды два? Законодатели предусмотрели и этот момент, прописав в новом законе, что «Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля над ней устанавливаются Правительством РФ»…
Последние ненарушившие
Скорее всего, в этом месте читатель философски затянет: где новый закон, а где мы? Спешу вас поправить: вы глубоко ошибаетесь, и вот почему!
На прошлой неделе в Ачинске в крытом катке «Звёздный» прошёл мастер-класс Павла Коледова, члена хоккейного клуба «Салават Юлаев». Молодой человек поделился своими знаниями с только-только начинающими свой спортивный путь хоккеистами. Программы при себе не имел, диплома об окончании лекции не выдавал.
В конце апреля специалисты Центра социальных программ РУСАЛа прочитали лекцию на тему создания, организации и проведения массовых событий в Ачинске. Мероприятие проходило в молодёжном центре «Сибирь». Встреча наверняка была продуктивной, и слушатели получили ценный опыт.
Несколькими днями позже некий Ф. Бустелли (судя по фамилии – иностранец!) вещал в Центральной городской библиотеке им А. С. Пушкина лекцию о творческом наследии Данте Алигьери. Нам не известно, были ли на лекции слушатели, но факт остаётся фактом.
А 21 марта, в Международный день лесов, жителям Ачинска раздавали информационные листовки. В них было написано о важности защиты лесов. Тем не менее, люди с их помощью просвещались…
Это только «официальные» мероприятия, отражённые в городском плане. Каждую неделю в Ачинске проводят с десяток лекций и мастер-классов. Их посещают сотни школьников, детсадовцев и воспитанников спортивных школ. А сколько проходит вебинаров, круглых столов и конференций, о которых нам ничего не известно?.. После 1 июня всё эти мероприятия окажутся под запретом.
P.S. Возможно, мы чересчур сгущаем краски, и удавка не будет так сильно затянута… С одной стороны, очевидно, совсем не с музеями и выставочными залами планируют бороться законодатели. С другой – закон распространяется на всех одинаково. Кто в итоге окажется в жерновах законодательства, прогнозировать пока не берёмся. Но прекрасно понимаем, как зачастую в нашей стране применяется закон: логике это явление поддаётся с трудом.
…В пушкинскую эпоху министром просвещения служил адмирал Александр Шишков, который вошёл в историю своей одной-единственной фразой: «Обучение грамоте всего народа принесло бы больше вреда, чем пользы. Мы получили бы бесполезного, а то и вредного гражданина»…
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены