Разговариваем о наболевшей для большинства горожан теме – уборке улично-дорожной сети Ачинска
В конце прошлого года, 25 декабря, муниципальное предприятие «Ачинский транспорт», занимавшееся уборкой улично-дорожной сети (УДС) Ачинска, акционировалось и было переименовано в АО «Группа СТК». Сто процентов акций принадлежит городу, коллектив остался практически в том же составе, автопарк – также прежний.
Ни для кого не секрет, что проблема пыли, грязи и замусоренности в нашем городе стоит довольно остро. Чтобы узнать, как убираются в Ачинске, мы поговорили с Евгением Халалеевым, заместителем главного инженера АО «Группа СТК».
— Евгений Михайлович, как предприятие пережило зиму?
— Акционирование никак не повиляло на нашу деятельность – работа есть работа. Единственный момент минувшей зимы – имел место большой объём снега. Техника работала в обычном режиме, если что-то ломалось – тут же ремонтировали, и снова выходили на линию.
— Чем «Группа СТК» занимается сейчас?
— Наша сфера деятельности – содержание дорог и тротуаров. Также предприятие с 2017 года занимается ямочным ремонтом. Нынче уже успели ликвидировать самые аварийные ямы на улицах Профсоюзной, Зверева и на проспекте Лапенкова. В прошлом году делали улицу Гагарина и несколько второстепенных улиц. Есть и ещё один контракт по ямочному ремонту, однако список улиц по нему пока не утверждён.
Газоны и пыль
С шести утра на линию выходят две подметально-уборочные машины – они смачивают, собирают и увозят смёт. Несмотря на то, что по техзаданию мойка дорог должна производиться всего 10 раз за 180 дней летнего сезона, машины работают ежедневно. И всё же вопрос запылённости Ачинска всё равно не снимается.
— Часто жители звонят с вопросом: почему в городе так много пыли? Считают, что причина – плохая уборка или остатки зимней подсыпки дорог, – говорит Евгений Михайлович. – Когда я привожу доводы – соглашаются. Сразу предлагаю пройти в чистых туфлях у себя на даче по газону – что будет? Там же мы не подсыпаем. Основная причина запыленности – слишком высокие газоны. По норме газон должен быть ниже бордюра и даже дороги на 10-20 см. В Ачинске многие газоны требуют реконструкции. Основным пылесдерживающим фактором являются зелёные насаждения – в первую очередь трава. Летом такой пыли нет, вы же замечали?
Чей «карман»?
Раньше одной из сфер деятельности организации было содержание парков, скверов, зелёных насаждений, газонов, тротуаров, парковочных мест, обрезка тополей, стрижка живой изгороди и многое другое. Сейчас всё это – прерогатива различных ИП, выигрывающих тендеры на работы и снижающих первоначальную сумму контракта до минимальной, и на эти деньги зачастую очень сложно выполнить работы качественно. Как оказалось, даже «карманы» для машин возле небольших магазинов и офисов убирают другие организации, а «Группа СТК» содержит только проезжую часть. И это большая проблема, считает Евгений Михайлович.
— Мы работаем по техзаданию, а в нём «карманов» нет. Если мы зайдём на парковку, то не выполним какой-то объём работ по дорогам. Также нам необходимо уложиться в смету на производимые работы. В нашем ведении всего лишь несколько крупных парковок, например, у спорткомплекса. По-хорошему, это, конечно, должен быть один контракт: дороги, тротуары и газоны. Так правильно – когда одна фирма отвечает за всё в совокупности.
В конце года прошли торги, и в город на разные виды работ зашли фирмы, которые очень сильно снизили первоначальную стоимость контрактов. Нынче газоны обслуживает ИП Тимофеева, а парки и скверы – ООО «СпецТехАчинск». На сайте zakupki.gov.ru есть вся информация о проводимых торгах. Для примера возьмём стоимость контракта на обслуживание парков и скверов в Ачинске на 2021 год: начальная цена контракта составляла 4,198 млн рублей, заключили сделку на сумме 1,952 млн. Или контракт «Содержание муниципальных территорий» (скос травы, содержание пешеходных дорожек зимой) – первоначальная цена контракта 11 с лишним млн рублей, заключили контракт на сумме 2,9 млн.
— Мы не берёмся выполнять работы за такую низкую цену, потому что понимаем: в любом случае пострадает качество, а отвечать за работу придётся нам. И за спасибо работать желания нет.
Зато, как рассказал нам Евгений Халалеев, если подрядчики не справляются, то «помочь» просят всё ту же «Группу СТК».
— А как же финансирование?
— Мы – коммерческое предприятие. Но проблема в том, что уже на протяжении многих лет смета на примерно один и тот же перечень работ не меняется, а вы сравните – растут ли цены на топливо, материалы и так далее. Про зарплату я и не говорю – большая часть коллектива работает практически за МРОТ, хотя имеет высокие разряды и квалификацию. Плюс в техзадание по контракту зачастую добавляются новые работы, и их надо выполнять.
Например, взять вид работ «Сгребание на дорогах первым, вторым способом». Всего площадь дорог составляет более 2 млн квадратных метров, а сгребать по техническому заданию прописано чуть более 1,3 млн квадратных метров. И мы делаем эти 2 миллиона. Зимой была проблема по улице Горной: там снег при сгребании нужно сразу вывозить – а по смете на этой улице не предусмотрено вообще никаких работ зимой. И что, бросить людей в беде? Или, например, внесли в план работ уборку внутриквартальных проездов, а бюджет оставили прежним.
Не зарастёт народная тропа
Недавно в городе прошёл субботник, и собранный мусор должна была вывезти именно «Группа СТК».
— Мы должны был вывезти порядка 720 «кубов» мусора, на сегодняшний день (29 апреля. – Прим. ред.) вывезено более 600. Но существует такая проблема: каждый год и вплоть до середины или конца июня эти мешки появляются вновь и вновь. То есть люди убираются и снова приносят отходы на это же место.
Евгений Халалеев говорит, что часто свалки образуются там, где раньше стояли контейнеры, но по какой-то причине были ликвидированы.
— Например, за магазином «Империя», на улице Белкина: ветер дунул – и вся Гагарина в пакетах.
— Как работаете с несанкционированными свалками?
— У нас контракт – получаем заявку от ЦОЖа и вывозим.
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»