16.04.2024

«Какая школе разница, где я работаю и кем?..»

Разговор об образовании без прикрас

Образование переживает не лучшие времена: не успев отойти от весеннего «дистанта», детям снова указали получать знания дома. Родители задаются вопросом: а не к полному ли переходу на удалённый формат обучения готовятся выше? Обсуждаем этот и другие вопросы образования с одним из ачинских родителей – Егором Кириченко.

— Почему вас заинтересовала тема образования: мужчины на родительских собраниях-то появляются редко.

— То, что отцы отстранены от участия в воспитании и образовании детей – очень плохая тенденция, особенно если речь идёт о мальчиках. А что касается дочерей – кто, как не папа, покажет, каким должен быть настоящий мужчина, чтобы во взрослой жизни девочка не совершила ошибки в выборе супруга? Помимо этого, ещё существует финансовая и правовая составляющие, когда государство перекладывает свои обязанности на плечи родителей, с нашего молчаливого согласия: это касается как основного, так и дополнительного образования.

— Насколько я знаю, в отличии от многих родителей, вы не участвуете в сборе денег…

— Я против, когда с родителей собирают, например, на рабочие тетради. По закону школа должна выделять бесплатно учебный материал. А зачастую как происходит: школы закупают учебники вместе с тетрадями, но молчат об этом. Родителям же говорят: «Есть только учебники, на тетради нужно скинуться». А родители и рады стараться.

— Вам удалось получить тетради бесплатно?

— Да. Все родители покупали их за свой счёт, а для нас школа закупила.

— Очень часто родители боятся портить отношения с администрацией школы и поэтому не задают лишних вопросов…

— Заблуждение: если родители отстаивают права детей – с ними начинают вести себя в рамках закона. А если, наоборот, видят, что перед ними человек неподкованный, нерешительный, то сразу налицо наплевательское отношение.

— Вы выступаете против прививок в детском саду. Почему?

— Я – за добровольность прививок. И считаю, что родителям необходимо изучить вопрос данных манипуляций, об этом же нам говорит закон: прививки – дело добровольное, как и любое медицинское вмешательство. Но родителей вводят в заблуждение, говоря, например, что ребёнок не сможет посещать общеобразовательное учреждение. При этом умалчивают о поствакцинальных осложнениях, от которых малыш может стать инвалидом или вообще умереть. Такая позиция медиков связана в первую очередь с тем, что педиатра или главврача могут лишить премии в случае, если будет не привито 80 или 90% детей. Поэтому они и идут на нарушение, движимые сугубо финансовыми вопросами, а не заботой о здоровье детей.

— Сейчас только ленивый не заботится о своих персональных данных, а вернее об их утечке. Вы как к этому относитесь?

— Крайне отрицательно. Взять электронный дневник – кто даст гарантии, что доступ к персональным данным ребёнка есть только у родителей, а не у третьих лиц и что они не используют их в своих целях? Сейчас каждая такая платформа – это своеобразная анкета учащегося. Для кого это делается? Я также не понимаю, зачем в школах собирают такое тщательное досье на ученика: какая школе разница, например, где работают родители, в какой должности, сколько получают, своё жильё или съёмное, полная семья или нет. Для кого собираются эти данные, как они могут повлиять на учёбу? Ответы на эти вопросы никто не даёт.

— Недавно ввели и ещё одно информационное новшество – «Навигатор»…

— Во-первых, благодаря «Навигатору» дети теперь могут заниматься бесплатно только в одном кружке, а не как раньше – посещай столько, сколько тебе позволяет время и желание. Во-вторых, с «приходом» «Навигатора» менять кружки стало невозможным, походил ребёнок на одну секцию, не понравилось, всё – «поезд ушёл», на другую нельзя. Хотя это такое распространённое и нормальное явление для детей – искать себя. Что подразумевает под собой эта платформа? Что педагоги будут получать заработную плату в зависимости от того, сколько детей посещают кружок/секцию. Тренер по волейболу, к примеру, обучает, в среднем, человек 20-30, педагог по вокалу – одного ребёнка. А сумма в сертификате будет одна и та же. Где логика? Из-за «Навигатора» во многих городах уже закрылись музыкальные и художественные школы…

— А сейчас кружки посещать можно, только если ребёнок зарегистрирован в «Навигаторе»?

В том то и дело, что нет. Если написать письменное заявление, при наличии свободных мест, вас обязаны принять. Но в этом случае педагог не получает заработную плату за ребёнка. Это сделано специально, чтобы столкнуть лбами родителей и педагогов. Вот поэтому нужно создавать сообщество, чтобы совместно решать проблемы: одну маму вряд ли воспримут всерьёз, а если будет группа юридически подкованных родителей – управлению образования придётся считаться с нашим мнением.

— Вы видите одни минусы в системе образования, каких-то положительных моментов вообще нет?

— Они есть. Я не та Баба Яга из сказки, которая всегда против. Вообще не люблю диванных критиков, я – за конструктивный диалог между родительским и педагогическим сообществами. Понимаю, что нужно не только озвучивать проблемы, но и искать пути решения. Взять дистанционное образование, которое сейчас волнует родителей…

— Считаете, нужно учиться в обычном режиме? Но ведь учить некому – многие педагоги на больничном.

Вам известна статистика? Мне – нет. Если ситуация и правда настолько критическая, все рекомендации по карантину давно разработаны СанПиНом. Будьте любезны их исполнять! Обеспечьте детей бесплатными компьютерами, Интернетом. Путь директор пишет заявление, что на время дистанционного обучения несёт ответственность за здоровье детей. Ведь как показали исследования, после прошлогоднего дистанта у 60 процентов учеников выявили нарушения зрения, осанки, депрессию и так далее.

Вы против дистанционного обучения во время «короны» или вообще?

Не хочу, чтобы в будущем школы полностью перешли на такой формат обучения, а к этому всё и идёт, как мне кажется. Это ведь так дешёво: не нужно оплачивать работу учителей, приобретать учебный инвентарь, содержать школы. В Москве уже есть школы, которые почти полностью учатся дистанционно. Поэтому здесь нужно разделять дистанционные технологии как дополнение к общему образованию, и я только за, например, когда дети из глубинки могут послушать профессора из Москвы. Но совсем другое дело – замена общего традиционного образования дистанционным суррогатом, к чему нас сейчас и ведут, меняя законодательство в этой сфере.

Даже в высокотехнологичной Европе нет дистанционного обучения, с трудом верится, что такой формат внедрят у нас.

Так дистант – не прогресс, а регресс. Мы не идём вперёд, мы делаем огромный шаг назад. Дети богатых людей по всему миру учатся в школах, где вообще запрещены гаджеты. Это ли не показатель?.. Состоятельные чиновники и бизнесмены предпочитают, чтобы их отпрыски занимались по старинке. Также вводится профильное образование в школах, обосновывая это тем что, зачем детям те предметы, которые не понадобятся им в будущем? Зачем гуманитариям физика и химия, а «технарям» – литература и музыка? Да чтобы ребёнок мог видеть полную картину мира, развивать понятийное мышление. Профильное же образование, которое сегодня активно внедряется в школы, полностью убивает этот бесценный навык. Цель хорошей школы – не дать знания как таковые, а научить его думать, анализировать, критически мыслить. Цель плохой школы – воспитать быдло, которым в будущем государство сможет легко управлять.
Фото из открытых источников

Автор