22.11.2024

«Не нужно равняться на гениев…»: начинающий красноярский фотограф – откровенно о своём ремесле

Начинающий фотограф – откровенно о своём ремесле

Мало кто в осознанном возрасте решается кардинально поменять сферу деятельности: время ушло, а вдруг не получится?.. Такие сомнения очередной герой «Тайной комнаты» отгоняет в сторону – говорит, лучше один раз попробовать, чем всю жизнь жалеть о несделанном. Впереди у нашего собеседника новые горизонты не только в профессиональном плане, но и географическом, а также – семейном…

— Расскажи о себе.

— Зовут меня Роман, 35 лет. Последние пять лет живу и работаю в Красноярске, хотя сам из Астрахани. В ближайшее время планирую вернуться в родной город.

— Разонравился Красноярск?

— Да никогда особо и не нравился. Просто до недавнего времени держали обстоятельства: девушка, с которой жил, не хотела переезжать. Я решил проблему кардинально – нашёл себе другую девушку. Нынешняя двумя руками за переезд, нам обоим надоела жизнь в режиме «чёрного неба». Уезжаем за семейным счастьем в более благополучные края.

— Фотография – твой основной заработок или хобби?

— Пока – параллельно работе, но в будущем хочу научиться на этом ещё и зарабатывать.

— А вообще это прибыльное занятие?

— Всё зависит от того, насколько серьёзно ты планируешь развиваться как фотограф. Можно, конечно, «шабашить» от случая к случаю на банкетах, обрабатывать снимки в самой простой программе и не заморачиваться. Но у меня другой подход. За полгода я отучился на двух курсах, посетил бесплатный мастер-класс, перечитал все профессиональные сайты. Считаю, если с людей брать деньги, то – только за качественно оказанные услуги, и никак иначе. Да и какой смысл? Не понравятся клиентам снимки – в следующий раз не позовут. Сейчас я активно впитываю знания, а их, как известно, много не бывает.

— С чего началась твоя фотография? Помнишь свой первый кадр?

— Первый был, наверное, когда купил телефон с более или менее нормальной камерой.

— А тот, который ты уже сделал за деньги, в качестве профессионального фотографа?

— Тогда ещё точно не профессионального, да я и сейчас себя мастером не считаю. А первый раз фотографировал за деньги, когда меня знакомая позвала. Она с коллегами собиралась на новогодний корпоратив у себя в салоне красоты, и на профессионала тратиться не хотела, а фоточки красивые были нужны. Я очень «плодотворно» тогда поработал: через два часа снимать уже не мог, а через три сладко спал на диванчике на входе. На следующее утро было очень стыдно… Фоток получилось всего штук 30, да и те не очень хорошего качества. Денег я за свои услуги не взял. Тогда-то дал себе зарок – во время работы никогда не соглашаться пропустить бокальчик.

— Что ты фотографируешь сейчас? Как тебя находят клиенты?

— В основном, через знакомых, знакомых знакомых, друзей друзей и так далее. Но я пока особо не гонюсь за клиентами, беру не количеством, а качеством, так сказать. А что фотографирую? В основном, банкеты, дни рождения, свадьбы. Есть некоторый выход на городскую администрацию. Думаю, в дальнейшем можно было бы как-то с высшим светом Красноярска сотрудничать. Но вот незадача – я переезжаю.

— Не боишься на новом месте остаться без работы?

— Нет. В Астрахани у меня очень много друзей, родственников, понемногу раскручусь. Москва, знаешь ли, не сразу строилась.

— Рома, а сколько сейчас стоят услуги профессионального фотографа в Красноярске?

— Стоимость разная, от 1500 тысяч рублей за час и выше. Недавно рассказали про фотографа, который берёт пять. Но это, конечно, какие-то космические цены. Нормальная стоимость – 2000-2500 тысячи.

— А студийными фотографиями не занимаешься: семейными, с собачками и другими мимишними вещами?

— Нет и не хочу. Вообще в таких съёмках нет жизни. Я в принципе не люблю постановочные кадры. Мне нравится поймать момент, запечатлеть не поддельные эмоции, а настоящие. Как показал мой небольшой опыт, самые отвратные снимки получаются, когда люди позируют. У меня в планах вообще сконцентрироваться на фото людей при минимуме реквизитов. Недавно снимал свою девушку при полном отсутствии декораций, в комнате, в которой стены были обшиты чёрной материей. Со светом провозился часа два, наверное. От того, какой свет и как он падает – очень многое зависит. Фото просто космические получились. И это ещё до обработки.

— В чём разница между плохой фотографией и хорошей?

Как я уже сказал, в хорошей есть эмоция, в плохой – нет, она безликая.

— Были съёмки, которые запомнились больше остальных?

— Ну вот эта, последняя, в чёрной комнате. После неё в голове уже куча идей появилась.

— Какая самая необычная идея?

— Думаю, самая необычная ещё впереди. Но я понял, что классно было бы сочетать несочетаемое. Например, учителя отфотать на байкерском мотоцикле, а байкершу, наоборот, в соборе каком-нибудь. Что-то такое крутится в голове…

— Сколько сейчас, на этом этапе тебе приносит занятие фотографией?

— Нисколько, я пока вкладываю в три раза больше, чем зарабатываю: курсы, оборудование и так далее.

— Научиться фотографировать может каждый?

— Сто процентов каждый. Понимаешь, про фотографию нельзя, как мне кажется, сказать, вот эта плохая, а это – хорошая. У каждого человека своё видение. Одним одно близко, а другим не понимают задумки. Поэтому я придерживаюсь позиции, что не нужно ни на кого ровняться, ни на каких признанных гениев. Необходимо идти своей дорогой, а там видно будет. Хотя как-то же признают работы гениальными. Например, когда-то же сказали что чёрный квадрат Малевича – это шедевр. Но лично я ничего интересного в этой картине не вижу, как и большинство людей. Вот этот вопрос любопытно было бы изучить: кто вообще определяет, что эта работа гениально и на века, а эта – второй сорт?

— Если не получится сделать фотографию инструментом для зарабатывания денег, что будешь делать?

— Найду, чем заняться. Мои навыки фотографа бесследно точно не пройдут, как минимум в семейном альбоме будут хорошие снимки.

— Фотография для тебя – это?

— Интересно.

pixabay.com

Автор