08.09.2024

«Выставляла в соцсети фото, как я в «Dior» пью кофе с долькой шоколада»

Разговор с представителем старой новой профессии – байером

Нашим читателям наверняка хорошо известно такое понятие, как «фарцовщики» – это люди, которые во времена СССР торговали в стране запрещёнными зарубежными товарами: от джинсов «Levi’s» до модного серванта в гостиную. В 90-х «работу» фарцовщиков легализовали, и на российские рынки хлынули потоки челноков, огромными баулами завозившие в Россию косметику из Польши и дублёнки из Турции.

Кто бы мог подумать, что спустя 30 лет эта профессия вернётся в Россию, только уже под другим названием. Тех, кто сегодня занимается снабжением товарами мировых брендов (ушедших из России после начала СВО. – Прим. авт.) наших соотечественников, сегодня называют байерами. В переводе с английского языка – закупщик.

Разговариваем с одним известным байером из Крыма. Работает девушка неофициально, поэтому в нашей статье назовём её Ольгой.

— Расскажи, почему решила заняться байерством?

— Осенью 2022 года мы с мужем решили какое-то время пожить за рубежом… Выбрали Турцию, так как от Крыма эта страна всего в четырёх часах лёта. Ещё до переезда я думала о том, чем займусь на новом месте. Отталкиваясь от того, что в Крыму я – достаточно известный блогер (в социальных сетях у меня более 25 тысяч подписчиков), то решила попробовать стать байером. Тем более, что я сама всегда тяготела к модным вещам и в целом хорошо ориентируюсь в мировых брендах. Плюс у меня была достаточно большая аудитория, с которой можно было начать вести работу.

— Для тех, кто не знает, объясни более детально, как всё происходит: кто и что у тебя заказывает? Как ты клиентам доставляешь товар?

— Многие мировые бренды, как известно, покинули российский рынок, но желание россиян одеваться у конкретного зарубежного продавца никуда не делось. Да, в каких-то крупных бутиках ещё можно найти одежду или аксессуары от «Zara» или «H&M», но ценник на них будет просто голливудский. Стоимость этих же товаров в Турции или других странах в два-три, а иногда и в пять раз ниже! Даже с учётом доставки и оплаты услуг байера! Алгоритм работы со мной следующий: человек ищет в конкретном бутике какую-то вещь и пишет об этом мне. Я считаю стоимость товара с учётом расходов на доставку и мои услуги. Работаю только по 100-процентной предоплате. Деньги поступают на счёт – еду в бутик и выкупаю эту вещь.

— Но ведь с уходом мировых брендов, как пишут во многих СМИ, на рынок в большом количестве зашли новые российские бренды. Россияне не хотят поддерживать отечественное производство?

— Ты права, в России с начала СВО действительно активно стартовал внутренний рынок производства одежды и аксессуаров. И, на мой взгляд, сейчас есть очень достойные российские бренды. Но, понимаешь, та же «Zara» завоёвывала доверие российских покупателей не один год, и нашим брендам придётся проделать такой же долгий путь к сердцам клиентов. Тут ещё большое значение имеет привычка. Человек мог много лет одеваться у одного бренда: ему хорошо знакомы его качество, размерная сетка. И людям сложно переключиться на что-то новое. Неизвестно, как платье от российского дизайнера будет носиться, не сядет ли после стирки, не потеряет ли цвет. А если учесть, что речь идёт не о сегменте одежды за три копейки, то цена неудачи может оказаться достаточно досадной.

— Ольга, ты сказала, что за рубежом брендовая одежда и аксессуары гораздо дешевле. Назови примерный разброс цен.

— Вещи «Zara», которые, например, стоили 5000 рублей в Крыму, здесь продаются за 2000. Позиции «Louis Vuitton», которые на сайте предлагают за 227 тысяч, я покупала за 140. На какие-то вещи и бренды есть скидки: всегда тщательно отслеживаю предложения и сообщаю клиентам об особенно «вкусных». Даже если мои человек за доставку платит, грубо говоря, 10 долларов за 1 кг вещей, всё равно получается дешевле.

— У тебя сразу дело пошло?

— Конечно нет. Литры слёз были пролиты в подушку до того момента, пока система не была отлажена. Это на первый взгляд кажется: чего проще – сиди на попе ровно, общайся с клиентами, выкупай им вещи, организовывай отправку и получай удовольствие. Возможно, я и сама виновата в таком впечатлении со стороны: выставляла в соцсети фото, как я в «Dior» пью кофе с долькой шоколада или мне в «Tiffany» наливают бокал шампанского… На первоначальном этапе, когда закупалась только в Турции, в день приходило по две-три заявки от клиентов, было нормально. Резко количество заявок возросло, когда я решила слетать на разведку в Милан и выставить информацию в своём Телеграм-канале о ценах на брендовые вещи там… Начался какой-то хаос: не знала, как всё это разгребать, успевать, имея всего две руки и две ноги. Но со временем всё устаканилось, слава богу.

— Я правильно понимаю, клиент кидает тебе ссылку с сайта, где указано, какой именно товар и где нужно купить? А что делать, если, к примеру, брюки не подошли по размеру?

— Чтобы с размером не выходило накладок, всегда говорю девочкам, чтобы внимательно читали информацию по размерной сетке. Никогда не отказываю, если клиенты примерно моей комплекции просят что-то примерить на себя. И, знаешь, тьфу-тьфу-тьфу, в 95 процентах закупок никаких проблем с размерами не возникает. А если такие ситуации и происходят, всегда стараюсь идти людям навстречу и принимаю вещь обратно: потом её перепродаю кому-нибудь другому.

— Можешь поделиться, на какую самую большую сумму осуществляла выкуп товара?

— От греха подальше говорить не буду. Скажу только, что это семизначное число.

— А озвучишь, сколько составляет твой заработок?

— Здесь как потопаешь, так и полопаешь. Могу и 500 тысяч рублей за одну поездку в Милан заработать.

— Как часто туда летаешь?

— Сейчас в среднем каждые два месяца.

— Ты туда прилетела и – идёшь по бутикам и выкупаешь заказы?

— Последний раз пробыла в Милане, кажется, дней пять. Из гостиницы уходила примерно в девять утра, а возвращалась не раньше десяти вечера. Это к слову о том, что «в работе байера нет ничего сложного». Никто же не учитывает, что, например, в очереди в «Louis Vuitton» я отстояла почти три часа: там были очень хорошие скидки, и мне нужно было выкупить около 15 позиций. А сколько фото я за эти пять дней сделала, ты не представляешь. Точное количество не назову, но точно по 300 каждый день. И это же не просто нужно сумку, допустим, сфотографировать, а сделать снимок так, чтобы вещь захотели купить: то есть в правильном ракурсе, написать краткую характеристику, проследить за светом.

— Зачем эти фотоотчёты, если человек уже совершил покупки и перевёл тебе деньги?

— Нет, именно такие качественные выставляю в телеграм-канал, чтобы клиенты могли совершить заказ, как говорится, здесь и сейчас. То есть в моменте, когда я нахожусь в Милане.

— Что чаще всего хотят видеть в своём гардеробе российские модницы?

— Популярностью пользуются вещи «Zara», «H&M», «Victoria’s Secret», многие заказывают фены «Dyson». К лету вырос спрос на обувь, хорошо идут заказы по «Nike». Также заказывают сумки, ремни и очки от «Louis Vuitton», «Gucci» и «Dior» – это, в основном, на подарки. Очень часто, к слову, женщины так радуют своих мужчин.

— Ольга, вы недавно вернулись в Россию. Забрасывать байерство не планируешь?

— Нет, несмотря на все сложности, мне нравится. Хочу открыть в Крыме свой бутик, но пока я только на пути к этой цели.

Фото из открытых источников

Автор