24.11.2024

Каждому пассажиру – по мягкому месту: в мэрии обсудили, как можно улучшить автобусные перевозки

В конце прошлого года учащиеся колледжа транспорта и сельского хозяйства по инициативе администрации города проанализировали пассажирские потоки Ачинска. А накануне праздников в мэрии прошло совещание, посвящённое итогам этого мониторинга, который, по словам главы города Игоря Титенкова, проводился впервые за десять лет.

Входят и выходят

В течение месяца студенты колледжа с раннего утра и до позднего вечера отслеживали, сколько пассажиров входит в транспортное средство и выходит на каждой остановке. Напомним, всего в Ачинске насчитывается 14 автобусных маршрутов. Исследованы все, кроме шестого: его оставили на начало года.

— На маршруте № 1 «Южная промзона – Городская больница» по расписанию заявлено шесть транспортных средств, – начала отчёт о проделанной работе преподаватель колледжа Дарья Курбанова. – За будний день по данному маршруту проехали около 900 человек, в выходной – 482 человека.

По маршруту № 7, как выяснилось, проехали 762 и 370 человека соответственно.

— Девятый маршрут получился самым загруженным: он идёт от городской больницы в Привокзальном до бывшего гипермаркета «Аллея» на улице 5-го Июля, – продолжала Дарья Евгеньевна. – За весь день мы насчитали 908 человек. По данному маршруту все остановки оказались загружены. Почему так получилось? Потому что он в основном идёт по тому же маршруту, что первый и седьмой, но при этом немного опережает их, собирая основных пассажиров.

Маршрут № 8 (Южная промзона – Городская больница) тоже оказался достаточно загруженным: 862 человека за день. Маршрут № 21, который идёт от улицы Декабристов до посёлка Малая Ивановка, – также плотный: в среднем примерно 800 человек в день. И маршрут № 2 (от городской больницы до улицы Коминтерна) собирает немало пассажиров – более 650 человек в день. Третий маршрут (от улицы Алтайской до кольцевой АГК) не ходит полный день, как другие, поэтому и пассажиров там меньше – 250-300 человек.

Маршрут № 5 идёт из посёлка Восточного в посёлок Мазуль: по нему ездит 450 человек в день. По маршрут № 10 (от магазина «Культура жилища» до кольцевой АГК) – всего 189 человек, но и работает он по особому расписанию. А вот самым немноголюдным, по подсчётам студентов, оказался маршрут 6Ц (управление соцзащиты – Марганцевый рудник): за день по нему проехали всего 99 человек.

Трамвай выходного дня

Были проанализированы и три трамвайных маршрута. Они движутся по трём разным расписаниям: с понедельника по четверг оно одно, в пятницу – второе, в выходные дни – третье.

На первом маршруте в будний день насчитали 3772 человека, на втором – 630 человек, на третьем – 577 человек. В пятницу по первому маршруту проехало 2000 человек, по второму – 309, по третьему – 345.

На выходных, соответственно 3807, 590 и 390 – то есть в субботу и воскресенье трамвай пользуется у горожан большей популярностью. При этом данный вид транспорта оказался более пунктуальным – от расписания почти не отклоняется.

Выводы

В среднем за день городские автобусы перевозят около 6000 пассажиров, трамваи – примерно 5000.

Также студенты выявили улицы, по которым автобусы не ездят, однако опрос жителей показал, что они там очень нужны. Например, от перекрёстка улицы Зверева и Свердлова – до улицы Гагарина, и желательно до «назаровского» моста. Не хватает автобусов также на Профсоюзной и в старом центре – улицах Щетинкина и Красного Октября.

Обозначили участники эксперимента и ещё одно предложение: на каждой остановке должна быть таблица, где по каждому маршруту необходимо указать не просто интервал движения, а конкретный график каждого автобуса.

— Вы представляете, какая это получится портянка? – не согласился директор ООО «Град» Андрей Машутиков. – К примеру, через остановку «Улица Куйбышева» проходит 12 маршрутов…

Также учащиеся колледжа сравнили заявленное количество транспортных средств по каждому маршруту с фактическим, и выявилось несоответствие: автобусов оказалось меньше.

Машутиков объяснил это следующим образом: иногда машины по техническим причинам не отображаются на онлайн-карте. Кроме того, это может быть связано и с дорожной обстановкой, и с поломкой автобуса.

Дискуссия

— Получается, самый незагруженный маршрут – № 6Ц, – констатировал Игорь Титенков. – Однако помнится, когда мы встречались с жителями Мазульского рудника, они очень просили автобус…

Андрей Машутиков тоже засомневался в корректности показателя:

— Может, вы считали в выходной день? – спросил он у Дарьи Курбановой. – Или, возможно, погодные условия сказались… Потому что у меня по этому маршруту данные несколько другие – пассажиропоток там почти в два раза больше. А вот по остальным маршрутам мои данные совпадают с вашими.

Также в ходе обсуждения мониторинга руководитель «Града» отметил, что маршрут до «Аллеи» вводился в то время, когда этот гипермаркет ещё существовал. Сейчас в большом здании никакой «Аллеи» уже нет, осталось лишь несколько магазинов, поэтому пассажиропоток резко упал. Дарья Курбанова подтвердила: за день на конечной девятого маршрута вышли всего 25 человек, вошли – 24.

— Вы предлагаете сократить его? – поинтересовался мэр у Машутикова.

— Да, до улицы Декабристов. Это позволит увеличить интервал движения между «девятками». То же самое касается и Южной промзоны. Раньше туда ходили только первый и седьмой автобусы, а потом ввели ещё и восьмой – были, я так понимаю, обращения граждан. Но на данный момент какие-то организации в этом районе города закрылись, и пассажиропоток снизился.

А вот насчёт «Аллеи» возникли некоторые разногласия. Зампредседателя горсовета Ирина Вавилова отметила, что во время депутатского рейда на этой остановке вечером было много пассажиров – работников гипермаркета, и они жаловались на нерегулярность девятого маршрута:

— Может, днём действительно нет надобности часто туда ездить, но утром и вечером такая необходимость есть, – предложила Вавилова.

Андрей Машутиков с этим согласился.

Особое расписание

На совещании Игорь Титенков озвучил тревожную информацию: в конце 2023 года перевозчик по первому маршруту обратился в администрацию, чтобы расторгнуть контракт. Свой поступок он объяснил экономической нецелесообразностью своей деятельности.

Мы выяснили, что этот маршрут в начале 2022 года выставлялся на аукцион за 35,6 млн рублей. В ходе торгов фирма «Тайфун» «уронила» стоимость до 14,8 млн. Теперь сама же жалуется, что невыгодно.

Тем не менее, по словам Титенкова, обращение перевозчика было удовлетворено: договор расторгнут. Однако волноваться горожанам не нужно: маршрут, хоть по сокращённому расписанию, будет работать до 29 февраля – на этот счёт с «Тайфуном» заключён особый контракт. К этому времени будут объявлены новые торги, определится новый перевозчик.

Что же касается итогов совещания, то глава города предложил создать рабочую группу, которая должна внимательно проанализировать результаты студенческого мониторинга, в том числе – лично прокатившись по маршрутам. Возглавит группу заммэра Владимир Анфимов, а в её состав войдут представители фирм-перевозчиков, общественники, депутаты и ветераны.

— Срок – до 15 февраля, – поставил задачу Игорь Титенков. – К этому времени нужно подготовить конкретные предложения по корректировке маршрутов.

Автор