17.04.2024

Потому что есть Танюшка у тебя: в драмтеатре под «Руки вверх» показали необычную интерпретацию произведения 30-х годов

Мало в нашей стране найдётся людей, которые не читали «Дикую собаку динго, или Повесть о первой любви». Ну а кино с юной Галиной Польских в главной роли точно смотрели все. Так вот: если вы ожидаете чего-то подобного от одноимённой постановки на сцене ачинского драмтеатра, то в самом начале работа молодого режиссёра Тимура Кулова (Казань) может вызвать у вас некоторые вопросы – уж очень сильны канонические образы оригинала. Возникает даже страх, что «осовременивание» не воспримут те, кто, прочитав название спектакля на афише, подсознательно ждёт флешбэков.

Но уже через десять минут постановка буквально вырывается за рамки сложившихся стереотипов, и шестерёнки между сценой и залом сцепляются друг с другом намертво. Зритель полностью погружается в происходящее – вместе с актёрами переживает, смеётся и, конечно, вспоминает свою первую любовь. Которая чаще всего – безответная.

Да, главная героиня Таня Сабанеева, может, не такая трепетная, мятущаяся и «прозрачная», как в книге и фильме. Здесь она – более современная, а потому – более дерзкая: такая же, как нынешняя молодёжь. Кстати, роль Тани исполняет молодая актриса Анна Хавина – боже, какие у неё глаза!

Хороши, как всегда, Анжелика Каспер и Василий Гладкий. А Виктор Чекменёв? А блистательный дуэт Андрея Телепова и Ольги Бойко? То, как они отыгрывают детали (именно детали!), вызывает у зрителей сплошной восторг. Ольга даже вздрагивает каждый раз по-другому. И такой потенциал чувствуется в этой паре – кажется, дай им сейчас главные роли в какой-нибудь добротной «жизненной» комедии – они просто порвут зал.

Вообще, судьбы персонажей прорисованы столь крупно, что чуть не вытеснили саму Таню. Но благодаря этому замысел спектакля стал ещё масштабнее: о том, что каждому хочется любить и быть любимым. Неважно, столкнулся ты с этим чувством впервые или пронёс его через всю жизнь.

Уже сейчас видно, какое удовольствие эта работа приносит актёрам – под безупречное музыкальное оформление (аранжировку «Рукам вверх» сделал Владимир Горбачевский) и в игре света (за него отвечает Владимир Коваленко) они буквально купаются в своих ролях.

Под эту же дудку пляшет и сценография: она минималистична, местами – условна, но при этом монументальна. В центре внимания – огромная накренённая платформа, на которой по мере необходимости появляются столы, кровати и прочие табуреты. Художник-постановщик Николь Кламперт (Санкт-Петербург) в одном из интервью уверяет, что это образ плота, но как по мне – это, скорее, образ мыса, острого края. Не сомневаюсь, что найдутся зрители, которые разгадают этот замысел совсем по-другому.

В противовес спокойному старому фильму спектакль ачинского драмтеатра под «Крошку мою» озорным ансамблем движется вперёд, громыхает, лает и машет пионерскими галстуками. Временами комедийные решения, пританцовывая, подходят на опасно близкое расстояние то к театральному капустнику, то к «Монти Пайтон», иногда приобретая даже едва уловимые формы гротеска. Но удивительно, что вся эта свистопляска ничуть не мешает ясности сюжета. Общий эмоциональный баланс соблюдён очень точно, каждый образ, каждый сценический ход как будто взвешен на аптекарских весах. Внутри у этого механизма всё очень складно и ладно, хотя кожа, которая на него натянута, местами пока ещё тонковата. Ну это я сам виноват – нечего шастать на технические показы. Чтобы составилось объективное впечатление, ходить нужно на обкатанные постановки. А в том, что «Дикая собака динго» станет творческой удачей АДТ, сомневаться не приходится.

И вот получается, что захочешь придраться – а не к чему. Разве что к монологу писателя (а потом ещё и к его исповеди – атавизму из книги), которые можно было бы хорошенько покромсать, потому что в очень динамичной постановке они выглядят немного затянуто.

И ещё тех, кто ждёт близкую к литературной основе постановку, сразу предупреждаем: забудьте про книгу и фильм. А вот для тех, кто хочет искусства модернового, свежего, необычного, оригинального – будет просто топчик. Так, кажется, выражается теперешняя молодёжь?

Ну а что: режиссёр такое произведение осовременил – будем и мы тянуться.

Фото: Данила Сидоров, Ачинский драматический театр

Автор