22.11.2024

Всяко «ВАЗ»но – это не заразно

На словах власти поддерживают отечественный автопром, а на деле желающих ездить на русских «Ладах» нет

На днях президент страны в очередной раз заявил о необходимости пересадить чиновников на российские автомобили. По мнению главы государства, это поможет улучшить их качество. Автомобилей, разумеется, не чиновников.

Идея не новая: если мне не изменяет память, впервые она прозвучала ещё в конце 90-х от Бориса Немцова, царствие ему небесное. С тех пор регулярно государственные руководители разного уровня эту идею достают, отряхивают от пыли и преподносят как откровение.  

В 2012 году, например, Путин более чем чётко сказал: «Все органы государственной и муниципальной власти, заказчики, предприятия, финансируемые из госбюджета, должны уже в ближайшее время покупать технику, производимую на территории Единого экономического пространства, то есть в России, Казахстане и Белоруссии».

С тех пор прошло уже больше десятка лет, но, выходит, госначальники так и не отказались от комфортных «японцев» и «немцев». Потому что на прошлой неделе от президента прозвучало то же самое. «Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях», – решительно сказал Путин, и эти самые чиновники (дело было на совещании руководителей предприятий обрабатывающей промышленности) усердно закивали головами, поддакивая президенту. Да вот только глядя на эти физиономии, что-то не верится, что в Кремль они приехали на «ВАЗе». Потому что явно не дураки. Да ни один здравомыслящий человек, даже самый ярый патриот, не купит «Ладу», если денег хватает на иномарку. А уж за бюджетные деньги – тем более. Например, по данным компании «Контур.Торги», с начала года расходы на госзакупки иномарок выросли на 133%.

И это, на самом деле, не плохо: что касается техники, то покупатель всегда в первую очередь будет обращать внимание на качество. А с этим у российского автопрома до сих пор беда. Да, выпускаются какие-то новые модели, но берут их только потому, что они дешевле иномарок. «Я прошу лишь – не ломайся, как российский автопром», – поёт известная группа. Это, между прочим, хит прошлого года – то есть десятилетиями ничего не меняется. По крайней мере – уровень доверия к нашим маркам.

И лучше они уже вряд ли станут. Потому что качество – это прежде всего результат конкуренции. В условиях, когда спрос на российские машины есть только потому, что на импортные автомобили регулярно повышают таможенную пошлину – зачем что-то менять? А, например, с 1 августа вырос утилизационный сбор на ввозимые в страну автомобили. Из-за этого они подорожают в салонах в среднем на 130 тысяч рублей. Опять для российских производителей благодать – народ, которому постепенно не оставляют никакого выбора, всё равно пойдёт в их автосалоны.

За исключением, уверен, тех же чиновников. Потому что платят не из своего кармана, а из бюджетного. И привыкли они к совсем другому уровню комфорта. 

Вы и правда думаете, что такие люди готовы пересесть на отечественные автомобили?

Ага, сейчас. Бегут, и волосы назад.

Фото: «Форбс»

Автор