Яков родился 29 мая 1915 года в Ачинске Енисейской губернии Российской империи в еврейской семье. В семейном архиве Еселевичей сохранился парный фотопортрет родителей Якова, датируемый концом XIX века, где изображены родители и старшая сестра. Его отец, Семён Ильич, работал на золотых приисках до Октябрьской революции, позднее в торговых учреждениях. Мать, Ольга Самуиловна, была домохозяйкой, воспитывала четырёх детей: старшую дочь Галину, сыновей Вениамина, Якова и младшего Самуила. По воспоминаниям дочери Якова Семеновича Ольги – братья отца и сестра были голубоглазые, только Яков с темными глазами. Воспитание и отношения были типичны для еврейских семей: беспрекословное согласие с мнением родителей, уважение, взаимопомощь.
С раннего детства у Якова проявилась огромная любовь к рисованию, при этом никто из родственников не умел рисовать. Беседуя с дочерью, Яков Семёнович вспоминал: «В детстве я тайком, когда никого не было на улице, снимал афиши с изображением героев первых знаменитых голливудских фильмов, приносил их домой и срисовывал портреты». В 12-летнем возрасте он стал посещать ачинскую художественную студию под руководством художника-энтузиаста Б. Ф. Астаурова.
Студия вскоре закрылась из-за отсутствия помещения, но любовь к искусству, которую привил юноше руководитель, осталась у него на всю жизнь. Также Яков был музыкально одарён, был участником самодеятельного оркестра в Ачинске. Его любимым инструментом была балалайка, хорошо играл и на гитаре.
После ухода из жизни отца, окончив Ачинскую семилетнюю школу № 4, Яков в 15 лет начал свою трудовую деятельность: в Ачинске он работал в промышленной артели «Восход», где раскрашивал игрушки, затем, после курсов обучения в школе геодезистов, занялся инвентаризационной съёмкой в съёмочно-инвентаризационном отряде.
Довоенный период
В 1932 году Яков приехал в Красноярск с намерением стать художником, но по настоянию семьи поступил в землеустроительный техникум. После трёх лет обучения Яков всё-таки бросает учёбу в техникуме и поступает в Красноярскую художественную школу. Его учителями там были прекрасные художники Андрей Сергеевич Шестаков и Дмитрий Иннокентьевич Каратанов, ученик Василия Ивановича Сурикова.
В 1935 году Яков встретил свою первую и единственную любовь – Анну, с которой они пройдут весь жизненный путь, воспитают двоих детей. В 1937 году у него родился первенец – сын Адольф. В это время Яков работал художником в городских клубах и Доме Красной Армии, а в 1938 году – в художественной мастерской при Комитете по делам искусств. В 1939 году оканчивает художественную школу и начинает много и активно работать. В 1940 году Яков становится членом товарищества «Художник», в которое входили многие начинающие живописцы и графики, являлся членом первого его правления. С этого времени вся его жизнь связана с основанным в 1941 году красноярским отделением Союза художников. 1941 год был знаковым в судьбе художника: первые работы Якова Еселевича представляются на краевой молодёжной выставке, появляется множество творческих планов, его принимают в кандидаты Союза художников. Но июнь 1941 года круто меняет жизнь не только Якова Еселевича, но и всей страны – начинается Великая Отечественная.
Первый военный рисунок
С начала войны краевой Союз художников, товарищество «Художник» создавали плакаты к «Окнам ТАСС», которые поднимали боевой дух советских солдат и мирных жителей. Еселевич до отъезда на фронт активно участвовал в создании этих эскизов на основании сводок Совинформбюро, а также на наиболее злободневные моменты военного времени.
Из протокола правления товарищества «Художник», которое проходило обычно совместно с Красноярской организацией Союз художников, от 11 сентября 1943 года узнаём о правилах выпуска военных плакатов: «…Аккуратно и своевременно (каждый понедельник) изготовлять очередной эскиз для «Окон ТАСС», утвержденный в соответствующих учреждениях. Эскизы должны быть просты, лаконичны и убедительны. Они должны быть приспособлены к печатанию по трафарету, т.е. основаны на пятнах без контуров». Эскизы создавались по сообщениям сводок Совинформбюро, а также на наиболее злободневные моменты военного времени.
В октябре 1941 года Яков Семёнович Еселевич был зачислен рядовым в 374-ю стрелковую дивизию. Воевал на Волховском, Ленинградском, 2-м Прибалтийском фронтах. Красноярский художник, участник Великой Отечественной войны, Илья Аронович Фирер вспоминал: «Я. С. Еселевич одним из первых среди художников ушёл добровольцем на фронт». После войны Яков Семёнович рассказывал дочери о своих первых военных буднях: «Этого дня сибиряки ждали с нетерпением. Мы погрузились в вагоны, и поезд помчал нас на запад. Две недели ушло на дорогу, шли пешком. Уставшие бойцы свернули с дороги, расположились под ветвистыми берёзами, но отдохнуть не пришлось. Прозвучало тревожное: «Воздух!». Красноармейцы похватали винтовки и укрылись в зарослях кустарника. До слуха явственно доносился гул вражеских самолётов, зловещий свист падающих бомб. Земля вздрогнула. Как только вражеские бомбардировщики скрылись, я выбрался из укрытия, отряхнул с себя пыль и, быстро достав из кармана блокнот с карандашом, стал делать зарисовки. Я нарисовал исковерканную взрывом берёзу и около неё санитара, перевязывавшего раненого бойца». Это был его первый военный рисунок.
В трудные годы войны он служил художником-корреспондентом при политотделе. Яков Семёнович создал более 300 линогравюр, в основном это были портреты лучших бойцов, его однополчан, порой и под обстрелом, для многотиражной дивизионной газеты «В атаку!». Яков Семёнович участвовал в выпуске «Окон ТАСС», рисовал политические плакаты, призывая к борьбе с фашизмом. Создал ряд плакатов: «Вперёд за Ленинград!», «Ни шагу назад», «Отомсти, боец» и другие.
Не только вырезки из многотиражки со своими портретами солдаты посылали родным и близким в письмах-треугольниках, но и стихи, написанные Яковом Еселевичем. Подборка стихотворений хранится в семейном архиве.
Отрывок из стихотворения «Дивизия сибиряков»:
«В огне боёв была она недаром,
Как сталь, тверды сердца её сынов.
Врагов сметает яростным ударом
Дивизия бойцов-сибиряков.
За нашу Родину, за честь её, свободу,
За матерей, детей и стариков.
Несёт Победу русскому народу
Дивизия бойцов-сибиряков».
В архиве Ольги Яковлевны, дочери художника, хранятся фотографии военных лет, которые привёз с фронта Яков Семёнович. Эти снимки размещались на информационных стендах воинской части, где служил Еселевич. Многие фотографии солдаты потом разбирали, отправляли своим близким. На снимках запечатлены минуты отдыха солдат, командиры, санитарки, важные события – вхождение советских войск в освобождённую Ригу. Они являются уникальными фотодокументами, которые достоверно донесли до наших дней обстановку военного времени.
Во время службы в 374-й стрелковой дивизии 54-й армии 3-го Прибалтийского фронта Яков Еселевич подружился Владимиром Михайловичем Узу, которому за мужественные действия в 1944 году было присвоено звание героя Советского Союза. Они оставались дружны долгие годы, вели переписку. В 1945 году Яков Семёнович написал портрет Владимира Узу в военной форме, сейчас эта работа хранится в Красноярском краевом краеведческом музее.
В годы войны Яков Семёнович вёл летопись дивизии в специальном альбоме: делал зарисовки местности, записывал сведения о прошедших боях и маршрутах дивизии, писал статьи и об отличившихся в бою воинах. В альбоме имеются фотографии, сделанные Яковом Семёновичем и линогравюры, выполненные его рукой. Интересна история этого альбома: многие годы после войны он находился у одного из командиров дивизии в Ленинграде, затем его переслали Якову Семёновичу, а он передал его в 1994 году на постоянное хранение в Красноярский краевой краеведческий музей, где он и находится по сей день.
Еселевич был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.
Послевоенный период. Совершенствование мастерства
Демобилизовавшись, Еселевич вернулся в Красноярск и стал работать в Художественном фонде. С 1946 года участвовал во всех краевых выставках, нарабатывал мастерство, выполняя постановочные работы с натуры, выезжая на пленэры в окрестности Красноярска.
В 1947 году у Анны и Якова Еселевичей родилась дочь Ольга, которая в последствии также стала художником. У Ольги Яковлевны на хранении находится семейный архив, большая коллекция работ отца. По воспоминаниям Ольги Яковлевны, долгое время она с родителями и братом проживали в Красноярске на улице Сталина (Мира), 105. Это была однокомнатная небольшая квартира, в которой часто собирались друзья семьи, она же одновременно являлась и мастерской художника. В этой квартире в 1956 году была написана одна из лучших работ художника «Портрет дочери». В конце 50-х годов в центре города при активном участии Еселевича было построено здание Дома художника (улица Мира, 56), где многие годы на третьем этаже располагалась мастерская Якова Семёновича, а в настоящее время – мастерская его дочери.
В 1949-1962 годы Яков Семёнович был членом правления Красноярской организации Союза художников РСФСР, с 1956 года в течение ряда лет руководил ею.
В 1950-х годах в летнее время ездил в Краснодарский край на творческую дачу для художников «Горячий ключ». Там Яков оттачивал своё мастерство, писал портреты, общался с художниками из разных уголков Советского Союза. К сожалению, по словам дочери, большая часть кубанских работ (в большинстве это были портреты) продана в частные коллекции США в 1980-е годы.
В 1957 году Яков Семёнович участвовал в работе Первого Всесоюзного съезда советских художников в Москве. В 1962 году был делегатом II съезда художников СССР. В 1960-80-е годы участвовал в выставках всесоюзного и республиканского значения: «Выставка эстампа» в Баку, «Всегда начеку» в Москве, «Графики Сибири» в Москве и других.
Якова Семеновича Еселевича часто приглашали в школы, где он рассказывал о фронтовых годах, своём творчестве. Встречался с ветеранами-красноярцами.
В 1998 году ему присвоили звание «Заслуженный художник России». Это произошло спустя три года после его персональной выставки к 80-летнему юбилею. На тот период Якову Семёновичу был поставлен диагноз «глаукома», он практически потерял зрение – это было последствием ранения в висок в годы войны, на которое он долгие годы не обращал внимания.
31 июля 2000 года после тяжёлой продолжительной болезни Я. С. Еселевича не стало, похоронен на Бадалыкском кладбище. Но жива память о нём современников. Остались для потомков его живописные и графические работы, которые экспонируются на городских и краевых выставках.
В 2015 году дочь художника, Ольга Яковлевна, совместно с красноярским «Домом художника» организовали выставку к 100-летнему юбилею Якова Семёновича Еселевича.
В лучших портретах Якова Еселевича — бережное отношение к натуре, стремление к сохранению сходства, законченности.
К таким работам относятся портреты, написанные в 1950-е годы, портреты героев Великой Отечественной войны: С. Г. Янковского — Героя Советского Союза, Т. И. Гриценко — кавалера трех Орденов славы.
Интересен по сюжету и композиционно «Двойной автопортрет», написанный в 1985 году, где художник изобразил себя 70-летним около мольберта, пишущим свой фронтовой портрет молодого солдата, но уже прошедшего половину войны и награждённого медалью.
Огромное количество портретов, этюдов, пейзажных работ написано художником в хакасских степях, на фермах совхозов: портреты доярок, пастухов, овцеводов, детей, старых и молодых хакасов в колоритных национальных одеждах. Жанровые полотна с портретами хакасов хранятся в Художественном музее им. В. И. Сурикова, часть работ — в Абаканской картинной галерее, в Народной картинной галерее им. Рехлова в Шушенском, несколько живописных портретов и акварелей хакасской тематики — в Арт-галерее Романовых (Красноярск), а также в частных коллекциях Москвы, Новосибирска, Красноярска и в собственности наследников автора.
Природная открытость характера и приветливость Якова Семёновича располагали к нему людей. Это очень помогало в работе. Как художнику, ему приходилось встречаться с представителями разнообразных профессий. Портреты, написанные мастером, очень разноплановы, разнятся по живописным приёмам.
Юлия Ковтун, член РОО «Союз краеведов Енисейской Сибири», городского клуба краеведов Ачинска, учитель школы № 6
Тоже стоит почитать
«А за Деда Мороза и Снегурочку мне выписали премию – десять рублей!»
Воспоминания хирурга
Спекуляция – дело тонкое… но уголовное