Житель Ачинска Алексей Мося принимал участие в боевых действиях в Афганистане с 1986-го по 1988 годы. Парень-сибиряк был зачислен в элитные войска – ВДВ, в подразделение ГРУ. За добросовестное исполнение интернационального долга имеет много медалей, но самые дорогие из них две – «За отвагу». Мося является председателем регионального отделения Российского Союза ветеранов Афганистана и локальных конфликтов.
Спрашиваю его при встрече: «Есть ли разница между военным конфликтом в Афганистане и нынешней спецоперацией?»
— Большая разница. Наша служба в Афганистане была бескорыстной. Сейчас же мужчины едут на спецоперацию в том числе на условиях финансового собственного обеспечения. Собрался и я туда, так как имею боевой опыт, но почти перед отправкой сломал ногу – поэтому пока нашёл другой путь, как помогать контрактникам и мобилизованным парням. Как только заживёт нога – поеду. Тем более, что моя военная специальность – инструктор по ведению ближнего боя, в последнее время в армии таким обучением никто не занимался. Некоторые друзья-афганцы едут обучать ребят уже третий раз после коротких отпусков. Я тоже выезжаю на полигоны.
— Где сейчас наши мобилизованные парни?
— Примерно треть мобилизованных из Ачинска, Боготола, Назарово находится в Новосибирске: это – специалисты, которые ожидают прибытие техники. Большинство же мотострелковых полков – уже в зоне СВО. Был в Новосибирске четыре раза, в том числе вместе с главой города Игорем Титенковым, привозили большую гуманитарную помощь и проверяли, как чувствуют себя наши ребята.
— С кем сейчас вы держите связь? И продолжается ли ещё сбор гуманитарной помощи?
— С Сибирским батальоном и мобилизованными, которые проходили обучение в Новосибирске. Мы начали заниматься сбором гуманитарки вдогонку Сибирскому батальону, в каждом подразделении которого есть и ачинские контрактники. Батальон отправился на СВО летом. Удалось установить с ним обратную связь, и бойцы сообщили, в чём нуждаются. Логистика работает так: мы отправляем грузы одной из транспортных компаний в Ростов и Белгород, туда же приезжают наши ребята и получают его. Вначале отправляли всего по пять-шесть коробок, теперь минимальный вес груза составляет уже полторы тонны.
— А как груз доставляется из Ростова и Белгорода?
— В этих городах организовано волонтёрское движение «Своих не бросаем!». Меня познакомили с его руководителем – Светланой Ивановой. Она – жена афганца, живёт в Белгороде. Вначале в этой семье ушёл воевать сын, но потерялся, следом ушёл искать его отец. Теперь воюют за Россию вместе, а жена в бронежилете развозит полученный груз на машине по частям дивизиона, где её хорошо знают. Через неё мы и нашли наших ребят.
— Ачинцы приносят деньги, продукты или вещи?
— Всё. К деньгам я отношения не имею – с ними работают волонтёры. Сейчас к Ачинску присоединились ещё и женщины из Боготола и Назарово. Сильными волонтёрскими объединениями являются «Ачинские пацаны», «Саженцы» – такое название потому, что в него входят пенсионеры-садоводы. Они сами собирают средства и закупают всё, что надо. Работаем уже тройным тандемом – Ачинск, Боготол, Назарово, отправляя посылки тоннами. Помогать парням стали ещё тогда, когда в городе только началась частичная мобилизация, понимая, что они уезжают в полевые условия. Многие тогда спрашивала: «А где государство?» Ответ один: «Своих не бросаем!» Сейчас работаем в двух направлениях: Сибирский дивизион и мобилизованные в Ачинске. Некоторые граждане возмущаются: «Зачем? Им деньги платят!» Забыли, что на Руси люди всегда объединялись, когда приходила беда?
— Бизнес помогает?
— Да – через волонтёров. К сожалению, я не знаю фамилий предпринимателей, но большое им спасибо. Мы попросили военкома выделить нам комнату для работы, теперь у нас на режимной территории есть гараж.
— Когда готовится очередной груз?
— На этой неделе поеду в Новосибирск, следом отправим груз в Сибирский дивизион. Одеваем, обуваем, кормим, покупаем и отправляем по просьбам бойцов тепловизоры, квадрокоптеры, рации.
Под конец разговора Алексей Дмитриевич рассказал интересную историю. Парни из Донецка и Луганска, потерявшие конечности в боях за свои территории, обратились в Союз ветеранов Афганистана с просьбой помочь с протезированием. При помощи волонтёров была достигнута договорённость с госпиталем Москвы – Домом солдатского сердца: в итоге ребятам сделают современные протезы. Четырёх человек доставлял в госпиталь сам Алексей. А после присоединения этих территорий к РФ он наведался ещё раз, записав видео. Парни, а один остался без обеих ног, мечтают, что после протезирования они вновь вернутся в армию. Прощаясь, я спросила Алексея:
— Верите в победу?
— А кто и когда побеждал Россию? Тем более сибиряков? Сибиряк – это бренд! Победим и будем учиться на ошибках, восстанавливать военные училища, укрепляя армию!
Телефоны волонтёров: группа «Ачинские пацаны» – 8-983-506-18-76, группа «Саженцы» – 8-913-581-39-51.
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»