11.09.2024

Александр Третьяков: «От переезда кожвендиспансера выиграют и медработники, и пациенты»

Уже в следующем году кожно-венерологический диспансер, расположенный сейчас на улице Чкалова, сменит «прописку»: переедет на проспект Лапенкова; если быть точнее – на территорию перинатального центра. А главное, что очень вероятно, учреждение войдёт в структуру Красноярского краевого центра охраны материнства и детства № 2. Почему это логичный шаг и как от этого выиграют пациенты, мы поговорили с главным врачом ККЦОМиД № 2 Александром Третьяковым.

— Александр Петрович, соседство детского учреждения здравоохранения и кожвендиспансера – выглядит это, на первый взгляд, странно…

— Но ведь никого же не смущает, что в данный момент структурным подразделением Центра охраны материнства и детства № 2 также является Центр помощи и спасения – ковидный госпиталь? Или инфекционное отделение для взрослых? На самом деле обсуждение реорганизации кожвендиспансера началось ещё пять лет назад, когда министром здравоохранения Красноярского края был Вадим Янин. Причём необходимость такого шага заключается не только в том, что кожно-венерологический диспансер сейчас расположен в старых деревянных бараках, которые не соответствуют ни санитарным, ни противопожарным нормам. На самом деле проблема гораздо глубже. Дело в том, что за последнее время произошли значительные изменения в структуре наполняемости: если раньше акцент делался на круглосуточное пребывание пациентов, то сейчас они не хотят госпитализироваться – лечатся либо в условиях дневного стационара, либо в условиях поликлиники. Круглосуточно в диспансере должны находиться либо тяжёлые пациенты, либо те, кто не проживает в Ачинске. Что касается первой категории, а это всего два-три пациента в месяц, то их проще направить на лечение в Красноярск, где уровень медицинской помощи значительно выше. Количество же пациентов второй категории тоже приближается к нулю, потому что мобильность населения за последнее время очень сильно возросла. То есть с каждым годом круглосуточные койки, как мы видим, теряют свою актуальность, и их надо перепрофилировать на койки с дневным пребыванием.

Поэтому в 2019 году было принято решение о выделении средств на проектирование для проведения капитального ремонта первого этажа здания, расположенного на территории перинатального центра. В 2020 году мы провели экспертизу достоверной стоимости, в 2021-м ожидали выделения краевых средств уже непосредственно на строительно-монтажные работы, но в результате финансирование перенесли на этот год. В силу дефицита средств финансирование перенесли на 2023-й, но по согласованию с минздравом торги провели нынче. Стоимость – порядка 20 миллионов рублей. То есть оплата произойдёт в 2023 году, когда подрядчик выполнит все работы и сдаст объект.

— Расскажите подробнее: что за здание, о котором идёт речь?

— Это кирпичное трёхэтажное здание, которое находится за детской поликлиникой. Когда не существовало перинатального центра, там располагалось отделение патологии новорождённых. Затем там частично находился филиал поликлиники на время её ремонта – то есть, по сути, здание выполняло «подменную» функцию. В своё время были идеи разместить на первом этаже женскую консультацию, станцию скорой помощи или Центр крови, но по разным причинам этого так и не произошло. Сейчас там функционирует лишь наше централизованное стерилизационное отделение. Оно занимает меньше трети площади первого этажа – всё остальное место предусмотрено для кожно-венерологическогодиспансера. Разумеется, он будет с отдельным входом.

— Согласно контракту, подрядчик должен был приступить к своим обязанностям 1 ноября. Но на дворе уже середина месяца, а работы, как мы видим, ещё не ведутся.

— Действительно, ремонтные работы должны были начаться 1 ноября, однако к этому сроку подрядчик почему-то перестал отвечать на звонки. Если в ближайшие дни он не выйдет на связь, то договор с ним будет расторгнут, а вместо него приглашена фирма, которая заняла на торгах второе место.

— Раз новое здание находится на территории перинатального центра – диспансер автоматически перейдёт в ваше подчинение?

— Это был бы самый рациональный вариант. Ведь передовой медицинский опыт свидетельствует о том, что существование таких диспансеров как самостоятельных учреждений целесообразно лишь в городах-миллионниках, когда есть возможность иметь в штате кардиолога, терапевта, инфекциониста, эндоскописта, специалиста УЗИ – иначе такая структура просто неполноценна. У нас же все эти специалисты есть.

С точки зрения управления тоже эффективнее было бы включить диспансер в структуру Центра охраны материнства и детства, потому что наше учреждение в таком случае полностью возьмёт на себя вопросы контроля безопасности, уборки территории, хозяйственного обслуживания объекта – те же слесари, сантехники, плотники. То же самое касается и противопожарной безопасности, и антитеррора. А вот организационно-методическая работа непосредственно по дерматовенерологии, конечно же, должна оставаться за красноярским руководством. На мой взгляд, именно такой формат позволит повысить эффективность деятельности учреждения с точки зрения экономики и управляемости, но главное – улучшит качество оказания медицинских услуг.

— Если диспансер всё-таки передадут в ваше подчинение, что будет с коллективом, который сейчас работает на улице Чкалова? Сотрудники переедут в новое здание полным составом?

— В новое здание совершенно точно переедет дневной стационар, рассчитанный на 20 коек – исходя из этого расчёта и спроектированы ремонтные работы. Что касается кабинетов амбулаторной поликлинической помощи, то их будет всего два, но четыре врача будут работать в две смены – это позволит не только сэкономить площади, но и создать режим, удобный для пациентов.

Если мы не планируем открывать круглосуточные койки – скорее всего, круглосуточный пост пойдёт под сокращение. Но это не значит, что будут сокращены и сотрудники – в наших отделениях есть порядка 80 вакантных мест для медицинских сестёр.

Что же касается врачей – а по моим данным, сейчас укомплектованность диспансера составляет порядка 60%, то сокращённые ставки круглосуточного стационара фактически уйдут «в никуда», то есть никакого реального сокращения докторов не будет.

Может, кому-то это не понравится, но говорить об этом тоже нужно: сегодня экономически не имеет смысла содержать для такого небольшого учреждения, как диспансер, главного бухгалтера, юриста, экономиста – пусть даже они и не работают на полную ставку… Эти специалисты, действительно, попадают в группу риска, но им мы тоже готовы предложить рабочие места.

— Но у диспансера ведь есть, например, ещё и пищеблок, лаборатория?

— Согласитесь, что содержать пятерых сотрудников, которые кормят, по сути, всего 6-8 пациентов круглосуточного пребывания, – экономически нецелесообразно. Наш пищеблок, который обслуживает 300 пациентов, безусловно, легко справится и с дополнительными восемью. Кроме того, в нашем пищеблоке есть вакантные ставки, на которые мы готовы принять на работу нынешних сотрудников диспансера.

Что касается лаборатории, то у нас есть собственная, которая делает порядка миллиона анализов в год. Поэтому 45-50 тысяч исследований, которые сейчас делает кожвендиспансер, мы готовы совершенно безболезненно взять на себя. Единственное – остаётся решить вопрос с некоторыми специфическими анализами. Их немного, но они есть. Если закупать дополнительное оборудование окажется нецелесообразным, такие исследования легко можно отдать на аутсорсинг.

— Когда, при самом лучшем раскладе, кожвендиспансер начнёт работу в новом здании?

— Если все работы на объекте, как планируется, будут завершены к 1 апреля, то сразу после этого мы приступим к такому необходимому этапу, как получение экспертного и санитарно-эпидемиологического заключений, лицензии. Здесь также нужно неукоснительно соблюдать все требования законодательства, поэтому на все процедуры потребуется не менее 105 дней. То есть в идеале к июлю учреждение начнёт работать на новом месте. Но останется ли диспансер филиалом краевого учреждения или станет структурным подразделением ККЦОМиД № 2 – в этом вопросе последнее слово останется за краевым министерством здравоохранения.

Даже по внешнему виду диспансера понятно, что здание непригодно для оказания медицинских услуг
После ремонта сюда и переедет кожвендиспансер

 

Автор