26.04.2024

Поэзия керамики: о гончарном искусстве в Ачинске

Несколько лет назад я познакомилась с историей появления в Ачинске одного из первых промышленных предприятий – кирпичного завода. Выяснилось, что он был построен ещё до революции, в 1914 году, одним из богатейших ачинских купцов еврейского происхождения – Афроимом Зороховичем Сейгелем. Затем купеческое наследство успешно существовало и развивалось в стране Советов не одно десятилетие.

Точной даты ликвидации Ачинского кирпичного завода нет в материалах архива краеведческого музея. Однако старожилы утверждают, что это печальное событие произошло после распада СССР, в 90-е годы. Журналисты любили бывать на кирпичном заводе, особенно в художественном цехе предприятия, который открылся в 1975 году. Немногочисленный коллектив мастерской тогда выпускал очень модные керамические напольные вазы и посуду из керамики, и она пользовалась большим спросом.

Я бы не вернулась к этой теме, если бы не услышала от одной знакомой, что нынешний директор Ачинской художественной школы им. Знака Елена Андреева когда-то работала в художественном цехе кирпичного завода. Стало интересно, правда ли это?

Позвонила Елене Владимировне, и она подтвердила, что такой период был в её судьбе. Она поделилась сохранившимися снимками продукции художественного цеха и воспоминаниями на эту тему:

— Я пришла в цех уже в 2000-м. В Ачинск мы с семьёй переехали из Казахстана в 1992 году: вначале пришлось сидеть с маленькими детьми дома, а потом, когда они подросли, стала искать работу. У меня тогда уже была профессия, так как в 1986-м окончила отделение «Художественная керамика» Миргородского техникума имени Н. В. Гоголя. Услышав, что на кирпичном заводе есть мастерская по производству керамики, пришла к руководству завода, и меня взяли художником. Расписывала вазы и декоративные тарелочки. Вы не представляете, какое испытываешь удовольствие, придумывая сюжет для вазы или тарелочки! На глазах безликие предметы превращались в настоящие произведения искусства. Старалась, чтобы они не были похожи друг на друга и радовали глаз. На витринах они выглядели как экспонаты поэзии керамики!

— Какие краски при этом использовались?

— Больше всего мне нравилось расписывать напольные вазы с помощью ангобов – это специальные краски для керамической продукции на основе глины и органических пигментов, абсолютно экологичный материал, безвредный для людей и животных. Он – матовый после обжига, и не горит, не выделяет вредных веществ при нагреве, устойчив к ультрафиолетовым лучам. Есть такая разновидность керамических изделий, как майолика, вот как раз такими красками и осуществляется их декорирование. Этим я и занималась, что мне очень нравилось.

— Запомнили ли, с кем тогда работали в коллективе?

— Им руководил Владимир Петрович Вдовкин. У него было всего две подчинённые – я и девушка-технолог. Приходили учиться и практикантки.

— А какое впечатление создалось о самом заводе?

— Я до этого работала шесть лет в другом городе на фарфоровом заводе, он был большим специализированным предприятием, а у этого – маленького, основная специфика была – производство кирпича. Наша мастерская была слегка отдалена он неё — она занималась чисто декоративной керамикой, что мне было близко и давно знакомо. Её часто дарили на юбилеи и дни рождения, покупали и для себя, украшая быт. В этой мастерской я проработала всего год, затем пригласили в другую, тоже керамическую, но частную, расположенную на АГК. Ею руководил Владимир Александрович Вишняков. Потом мои дети пошли в школу, пришлось вновь вплотную заняться их учёбой, да и самой постараться получить вторую профессию. А поэтому – расстаться с керамикой на долгие годы. Однако я всегда чувствовала, что когда-нибудь вернусь к любимому делу, запавшему в душу!

Снимки из личного архива Е. В. Андреевой и «Город «А»

Момент настал

На курсах керамики Елена Владимировна приобрела вторую профессию – учителя изобразительного искусства, окончив в 2009 году Красноярский педагогический университет имени В. П. Астафьева, и с 2004 года стала преподавать в Ачинской художественной школе имени А. М. Знака. В 2009-м была назначена её директором

В этом году школа переехала в капитально отремонтированное зда ние по улице Льва Толстого, у учреждения появились новые перспективы.

— Я решила исполнить свою мечту – открыть в новом здании художественную мастерскую по производству керамики, – рассказывает Елена Владимировна. – Однако её было необходимо оснастить недешёвым оборудованием, на что были нужны средства. Приобрести его помогли Ачинский глинозёмный комбинат компании РУСАЛ и администрация города. Благодаря им дети могут обучаться керамике. Пока что ставки преподавателя этого направления в штатном расписании нет, но приобретённое оборудование не должно простаивать без дела! Поэтому я сама обучаю две группы. Занятия проходят два раза в неделю: для взрослых – по вечерам, для детей – после обеда.

— Курсы платные?

— Да, стоимость – 2,5 тысячи рублей в месяц. На самом деле это стоит дороже, но мы адаптировали цену к материальным возможностям желающих. На будущий учебный год пригласим специалиста-преподавателя на пятилетнюю программу, которыйбудет вести предпрофессиональную программу под названием «Декоративно-прикладное творчество», куда входит и керамика.

— Говорят, что у вас открыта и новая предпрофессиональная программа «Дизайн»?

— Набрали уже первый класс, ребята занимаются. Молодёжи надо идти вперёд, приобретать современные интересные профессии и оставаться в Ачинске. Да и у меня намного улучшилось настроение, руки вспомнили любимую работу!

 

Автор