С нового учебного года во всех школах и средних учебных заведениях Ачинска, помимо поднятия государственного флага, стартовал и урок «Разговоры о важном». Занятие в расписании всех классов стоит каждый понедельник. Школьники уже дважды побывали на необычных уроках и поделились своим мнением с родителями. «А» выяснила, что взрослые думают о нововведениях после рассказов детей.
Не волнуйтесь, мамы
Идею привить любовь к Родине и взрастить в подрастающем поколении чувство патриотизма в Министерстве образования РФ начали обсуждать ещё весной. Изначально предполагалось, что заботой окружат самых юных учеников и введут для первоклашек уроки истории. Но в дальнейшем от этой идеи отказались, решив, что патриотизмом должны быть пропитаны абсолютно все учащиеся, с первого по 11-й класс.
Новые занятия посвятят России: «её прошлому, будущему и настоящему». Уроки станут «частью информационной и воспитательной работы, направленной на развитие и укрепление патриотизма». Многие родители насторожено отнеслись к такой формулировке, не до конца понимая, о чём учителя будут разговаривать с детьми. О политике? Идеологии? Спецоперации в Украине? Правящей партии? На разных ресурсах мамы и папы резонно замечали: «Со своими дочками и сыновьями мы и дома поговорим о важном».
Но к началу учебного года специалисты постарались снять напряжение, опубликовав темы уроков. В сентябре, например, учителям предложили провести беседы о Дне знаний, 165-летии со дня рождения Циолковского, и урок, посвящённый пожилым людям – в преддверии Дня пожилого человека. На тематических ресурсах подчёркивается, что темы носят рекомендательный характер и, по усмотрению педагогов, могут быть заменены на другие.
Учителя и родители изучили методические материалы и нашли то, что некоторым взрослым сильно не понравилось. Например, в уроке «Наша страна – Россия» для пятых-седьмых классов, пишут федеральные СМИ, содержалось описание специальной военной операции и связанное с этим творческое задание. Однако 7 сентября эти слова из методичек исчезли. Сейчас же на официальном сайте «Разговоров о важном» можно посмотреть темы только ближайшего урока, все остальные папки на интернет-ресурсе неактивны.
А прогуливать можно?
Как пояснили «А» в отделе общего образования министерства образования Красноярского края, уроки «Разговоры о важном» обязательны к посещению.
— Новые уроки входят во внеурочную деятельность, которая, в свою очередь, является частью образовательной программы. Последняя не предполагает пропусков без уважительной причины. И не стоит верить тому, что пишут в интернете, что эти занятия можно пропускать, – прокомментировали «А» специалисты ведомства.
— А обязательно ли проводить новые занятия именно первым уроком в понедельник?
— Да, такая установка пришла нам из Министерства просвещения РФ. Хотя, возможно, после первой четверти ситуация изменится, и решение о том, каким уроком ставить в расписании «Разговоры о важном», начнут принимать на школьном уровне.
Это одна точка зрения. Существует и вторая – прямо противоположная. Её несёт в массы межрегиональный профессиональный союз всех работников образования «Альянс учителей».
— «Разговоры о важном» – рекомендательный образовательный проект Министерства просвещения. Занятия относятся к внеурочной деятельности, осуществление которой, в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в РФ», в конкретной образовательной организации является правом, а не обязанностью ребёнка, – говорится в материалах, подготовленных о «Разговорах о важном» Альянсом учителей.
Также в документе отмечается, что внеурочная деятельность в школе носит добровольный характер, что подтверждают федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 19.10 (для 1-4 классов), пункт 18.3.1.2 (для 5-9 классов) и пункт 13 (для 10-11 классов) части III ФГОС общего среднего образования).
«А» пока неизвестно о случаях в ачинских школах, когда родители бы отказались от посещения ребёнком вышеупомянутых занятий. Возможно, взрослые заняли выжидательную позицию, чтобы до конца понять – действительно ли новые уроки не принесут вреда их детям?..
Мнение
«Никто не навязывал своё мнение»
Валентина, мама 10-классницы:
— Да, у дочери уже были уроки «Разговоры о важном». На них обсуждалось что-то о финансовой грамотности. Дочке понравилось. Слышала по телевизору, что в будущем на занятия станут приглашать успешных людей: предпринимателей или руководителей, которые поделятся с ребятами своим опытом в достижении успеха. Если это действительно будет так, я двумя руками «за». Думаю, занятия в таком формате смогут детей мотивировать и воодушевить на хорошую учёбу.
Елена, мама шестиклассника:
— На первом уроке нашему классу рассказывали о самоопределении, обсуждали с ребятами, кем они хотят стать, как могут прославиться на всю страну. Не услышала в словах сына особой заинтересованности. В целом я не против «Разговоров о важном», пусть они будут. Но планирую контролировать, на какие темы учителя разговаривают с детьми. Например, о патриотизме – пусть. Хотя и не думаю, что патриотизм можно привить одними лишь разговорами. Можно сходить с детьми в музей или организовать какое-то тематическое мероприятие. Только так, планомерно и взвешенно, реально воспитать в детях любовь к Родине.
Светлана, мама первоклассницы и выпускника школы:
— Я настороженно отношусь к идее с новыми уроками, так как это – дополнительная нагрузка на ребёнка. Дети и так ничего не успевают, особенно если учатся со второй смены. Пока дочка в первом классе, пусть такие уроки будут, они пока не особо загружены. А если бы сыну, когда он был в 11-м, пришлось посещать эти дополнительные занятия, я была бы против.
Ольга, мать студента местного колледжа:
— С этого года и у нас ввели «Разговоры о важном». Студенты, конечно, новому предмету совсем не обрадовались. На первом занятии социальный педагог им рассказывала о каких-то конкурсах, в которых они могут принять участие в течение всего года. Наверняка со временем речь зайдёт и о специальной операции в Украине. Хотя точно знаю, что у ребят возраста моего сына, а это 17-19 лет, уже есть собственное мнение на этот счёт. Они ещё в прошлом году происходящее обсуждали в колледже, в том числе с педагогами. Была разная позиция, но слава богу, никто друг другу не навязывал своё мнение.
Фото из открытых источников
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены