23.11.2024

Беседа по расписанию: что обсуждают со школьниками на уроках «Разговоры о важном»

С нового учебного года во всех школах и средних учебных заведениях Ачинска, помимо поднятия государственного флага, стартовал и урок «Разговоры о важном». Занятие в расписании всех классов стоит каждый понедельник. Школьники уже дважды побывали на необычных уроках и поделились своим мнением с родителями. «А» выяснила, что взрослые думают о нововведениях после рассказов детей.

Не волнуйтесь, мамы

Идею привить любовь к Родине и взрастить в подрастающем поколении чувство патриотизма в Министерстве образования РФ начали обсуждать ещё весной. Изначально предполагалось, что заботой окружат самых юных учеников и введут для первоклашек уроки истории. Но в дальнейшем от этой идеи отказались, решив, что патриотизмом должны быть пропитаны абсолютно все учащиеся, с первого по 11-й класс.  

Новые занятия посвятят России: «её прошлому, будущему и настоящему». Уроки станут «частью информационной и воспитательной работы, направленной на развитие и укрепление патриотизма». Многие родители насторожено отнеслись к такой формулировке, не до конца понимая, о чём учителя будут разговаривать с детьми. О политике? Идеологии? Спецоперации в Украине? Правящей партии? На разных ресурсах мамы и папы резонно замечали: «Со своими дочками и сыновьями мы и дома поговорим о важном».

Но к началу учебного года специалисты постарались снять напряжение, опубликовав темы уроков. В сентябре, например, учителям предложили провести беседы о Дне знаний, 165-летии со дня рождения Циолковского, и урок, посвящённый пожилым людям – в преддверии Дня пожилого человека. На тематических ресурсах подчёркивается, что темы носят рекомендательный характер и, по усмотрению педагогов, могут быть заменены на другие.

Учителя и родители изучили методические материалы и нашли то, что некоторым взрослым сильно не понравилось. Например, в уроке «Наша страна – Россия» для пятых-седьмых классов, пишут федеральные СМИ, содержалось описание специальной военной операции и связанное с этим творческое задание. Однако 7 сентября эти слова из методичек исчезли. Сейчас же на официальном сайте «Разговоров о важном» можно посмотреть темы только ближайшего урока, все остальные папки на интернет-ресурсе неактивны.

А прогуливать можно?

Как пояснили «А» в отделе общего образования министерства образования Красноярского края, уроки «Разговоры о важном» обязательны к посещению.

— Новые уроки входят во внеурочную деятельность, которая, в свою очередь, является частью образовательной программы. Последняя не предполагает пропусков без уважительной причины. И не стоит верить тому, что пишут в интернете, что эти занятия можно пропускать, – прокомментировали «А» специалисты ведомства.

— А обязательно ли проводить новые занятия именно первым уроком в понедельник?

— Да, такая установка пришла нам из Министерства просвещения РФ. Хотя, возможно, после первой четверти ситуация изменится, и решение о том, каким уроком ставить в расписании «Разговоры о важном», начнут принимать на школьном уровне.

Это одна точка зрения. Существует и вторая – прямо противоположная. Её несёт в массы межрегиональный профессиональный союз всех работников образования «Альянс учителей».

— «Разговоры о важном» – рекомендательный образовательный проект Министерства просвещения. Занятия относятся к внеурочной деятельности, осуществление которой, в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в РФ», в конкретной образовательной организации является правом, а не обязанностью ребёнка, – говорится в материалах, подготовленных о «Разговорах о важном» Альянсом учителей.

Также в документе отмечается, что внеурочная деятельность в школе носит добровольный характер, что подтверждают федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 19.10 (для 1-4 классов), пункт 18.3.1.2 (для 5-9 классов) и пункт 13 (для 10-11 классов) части III ФГОС общего среднего образования).

«А» пока неизвестно о случаях в ачинских школах, когда родители бы отказались от посещения ребёнком вышеупомянутых занятий. Возможно, взрослые заняли выжидательную позицию, чтобы до конца понять – действительно ли новые уроки не принесут вреда их детям?..

Мнение

«Никто не навязывал своё мнение»

Валентина, мама 10-классницы:

— Да, у дочери уже были уроки «Разговоры о важном». На них обсуждалось что-то о финансовой грамотности. Дочке понравилось. Слышала по телевизору, что в будущем на занятия станут приглашать успешных людей: предпринимателей или руководителей, которые поделятся с ребятами своим опытом в достижении успеха. Если это действительно будет так, я двумя руками «за». Думаю, занятия в таком формате смогут детей мотивировать и воодушевить на хорошую учёбу.

Елена, мама шестиклассника:

— На первом уроке нашему классу рассказывали о самоопределении, обсуждали с ребятами, кем они хотят стать, как могут прославиться на всю страну. Не услышала в словах сына особой заинтересованности. В целом я не против «Разговоров о важном», пусть они будут. Но планирую контролировать, на какие темы учителя разговаривают с детьми. Например, о патриотизме – пусть. Хотя и не думаю, что патриотизм можно привить одними лишь разговорами. Можно сходить с детьми в музей или организовать какое-то тематическое мероприятие. Только так, планомерно и взвешенно, реально воспитать в детях любовь к Родине.

Светлана, мама первоклассницы и выпускника школы:

— Я настороженно отношусь к идее с новыми уроками, так как это – дополнительная нагрузка на ребёнка. Дети и так ничего не успевают, особенно если учатся со второй смены. Пока дочка в первом классе, пусть такие уроки будут, они пока не особо загружены. А если бы сыну, когда он был в 11-м, пришлось посещать эти дополнительные занятия, я была бы против.

Ольга, мать студента местного колледжа:

— С этого года и у нас ввели «Разговоры о важном». Студенты, конечно, новому предмету совсем не обрадовались. На первом занятии социальный педагог им рассказывала о каких-то конкурсах, в которых они могут принять участие в течение всего года. Наверняка со временем речь зайдёт и о специальной операции в Украине. Хотя точно знаю, что у ребят возраста моего сына, а это 17-19 лет, уже есть собственное мнение на этот счёт. Они ещё в прошлом году происходящее обсуждали в колледже, в том числе с педагогами. Была разная позиция, но слава богу, никто друг другу не навязывал своё мнение.

Фото из открытых источников

Автор