24.04.2024

От парома до моста: история создания ачинских переправ

С августа 1887 года в нашем городе начала работать особая комиссия Городской Думы по отводу земель для прокладки железной дороги от Томска до Иркутска через Ачинск. Закладку её дальневосточного участка 19 мая 1891 года лично осуществлял цесаревич Николай Александрович.

Старый железнодорожный мост через Чулым, 1897 год

Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Новониколаевска (Новосибирск) строилась с 1892-го по 1896 год. Соединение западного и восточного участков произошло в 1904 году, а сплошной рельсовый путь от Урала до Тихого океана появился в 1905-м. Сибирская железная дорога получила название Великой.

Уже к 1900 году в эксплуатацию ввели 45 мостов. Прокладка путей велась вручную: лом, кайло, тачка, лопата да маленький паровоз-«кукушка». Пути строились быстрее, чем мосты: популярны были паромные переправы.

Проектировал Чулымский железнодорожный мост инженер Л. И. Ливеровский. Через Чулым ходил паром (подвозил людей к Московскому почтовому тракту), который до появления железной дороги окупал издержки на своё содержание. А в 1894 году енисейский губернатор прислал в Ачинск телеграмму: построить мост через Чулым. И Дума издала приказ: «По течению реки ниже городской поскотины немедленно устроить вторую вспомогательную переправу, ход которой должен быть на канате…».

В феврале 1897 года был запущен железнодорожный мост, и первый поезд отправился на восток…

А в 1908 году гласные Городской Думы Алексей Тресков и Николай Киселёв решили дать название некоторым безымянным улицам и переулкам, а заодно – и построенным до этого мостам. Мост через реку Ачинку в том году получил название Вокзального, а в 1940-м был переименован в Енисейский.

Строительство моста через реку Тептятку, 1961 год

Через реку Тептятку было построено два моста. Большой мост на 2-м Тептятском переулке в 1908 году получил название Кутайсовского – в честь иркутского генерала-губернатора графа Павла Ипполитовича Кутайцева, принявшем участие в ассигновании средств на его постройку. Малый мост, возведённый городским головой Григорием Максимовым, был назван его именем. Этот купец был богатейшим человеком города с капиталом более 50 тысяч рублей. Градоначальником он избирался дважды, а в 1887 году Максимову за благотворительность было присвоено звание «Почётный гражданин Ачинска». Сейчас этих сооружений в городе уже нет, но они прослужили долго. Интересна и история названия реки, на которой они стояли. Раньше тут располагались переселенцы, которых называли «тебдярями» (люди, занимавшиеся выпасом лошадей). Раньше её называли Тебдяткой, а потом уже – Тептяткой.

В Ачинском краеведческом музее им. Д. С. Каргаполова мы разыскали и ещё один снимок: на нём изображён мост через речку Большая Салырь. Дата снимка – 1946 год.

Мост через речку Салырь, 1946 год

Есть фотографии мостов и времён СССР. Самый большой из них – автомобильный, через Чулым. Предположительно, дата сдачи его в эксплуатацию – 1984 год.

Конечно, не все опубликованные в этой статье снимки качественные, время отложило на них свой отпечаток. Но хорошо, что благодаря им мы можем знать историю города.

Газета «Город «А» благодарит Ачинский краеведческий музей за предоставленные снимки и информацию

Автомобильный мост через Чулым
Открытие капитального моста через Чулым

Автор