«Может, поэтому я не зарабатываю миллионы?»
Занятие керамикой и гончарным искусством – не самый распространённый вид увлечения. Однако есть те, кто не представляет своей жизни без глины и даже готов променять это на стабильную работу и хорошую зарплату. Об одном таком человеке – наше очередное интервью в «Тайной комнате». Знакомьтесь, Наталья, 45 лет.
— С чего начался ваш путь керамиста?
— Не поверишь, ещё в детстве очень любила что-то лепить из глины. Даже в кружок в Доме творчества ходила: вышивала крестиком, делала какие-то поделки, но свой выбор в итоге остановила именно на лепке. В этот кружок ходили всего два человека: я и моя сестра. Потом, как это обычно бывает, занятие лепкой было заброшено. Я получила специальность бухгалтера, и жизнь пошла своим чередом: семья, дом, работа. Когда дети подросли, решила больше времени уделять себе, вспомнила про своё давнее увлечение. Сначала смотрела бесплатные курсы на «Ютубе», потом отучилась на платных. Мы живём в частном доме за городом, и на втором этаже пустовало помещение – муж предложил сделать из него мастерскую. Кстати, спасибо ему большое – если бы не его поддержка, вера в меня, ничего бы не было. До того, как я сняла помещение в городе и начала проводить курсы и мастер-классы, прошло почти два года. Я приезжала с работы, переодевалась, готовила ужин на скорую руку и – в мастерскую. «Колдовала» там до самой ночи. Выходные тоже проводила на втором этаже.
— Вы совмещаете работу бухгалтера и деятельность в мастерской?
— Где-то через год после того, как меня захватила керамика, я ушла с работы.
— Дело всей жизни начало приносить прибыль?
— До прибыли ещё далеко. Вложенные средства у меня до сих пор не окупились.
— Сколько на сегодняшний день вы уже вложили средств в школу керамики?
— Около полумиллиона рублей точно. Оборудование очень дорогое, так как покупается за рубежом. Один гончарный круг обошёлся мне почти в 100 тысяч рублей, другой – в 50 тысяч. Килограмм глины в среднем стоит от 200 до 1000 рублей. Цены на глазурь тоже могут быть очень разными. Печь для обжига построил мастер по индивидуальному заказу – 120 тысяч рублей. Плюсуй разные мелкие расходные материалы, которые также уходят в очень большом количестве – фартуки, перчатки и так далее.
— Вы делаете посуду на заказ?
— Не только. В нашей студии проходят мастер-классы, а ещё мы организуем и проводим курсы. Мне нравится больше делиться знаниями, чем заниматься продажей изделий. Хотя одно другому не мешает.
— Пользуются ли популярностью мастер-классы, курсы по обучению? Кто ваши клиенты – дети или взрослые?
— Керамика, я бы сказала, сейчас вообще в моде. В городе только за последние пару лет открылись несколько новых мастерских. Занимаются у нас и взрослые, и дети. Но с детьми лично мне нравится работать больше: они отдаются процессу всей душой, ищут нестандартные решения, а взрослые – слишком послушные ученики. Есть дети, которые приходят, потому что просто нравится возиться с глиной. Другие ребята работают на результат: заметно, как их техника совершенствуется. И в первом, и во втором случае занятия с глиной со временем развивают мелкую моторику, успокаивают ребёнка, помогают развить концентрацию внимания. В общем, одна польза от таких занятий.
— Насколько это дорогое удовольствие для родителей?
— Мне кажется, не самое дорогое. Например, базовый курс по керамике, состоящий из пяти занятий по 1,5 часа, стоит 3500 рублей. А, допустим, семейный мастер-класс – 1800 рублей. Для взрослых обучение немного дороже: базовый курс по керамике из восьми занятий обойдётся в 9000 рублей.
— Вы же, насколько я знаю, и дни рождения в мастерской организуете…
— Да, есть такое дело. Сейчас стало модным справлять дни рождения не банально в кафе или ресторане. Многие хотят провести этот день как-то необычно, и мы такую возможность людям предоставляем. Можно прийти в мастерскую компанией, предварительно выбрав какой-нибудь мастер-класс. Есть кухонная зона со всем необходимым оборудованием: посудой, чайником и так далее. То есть после мастер-класса можно устроить чаепитие или выпить вина: бокалы у нас тоже есть. Думаю, такой день рождения запомнится надолго.
— Что самое трудное в организации работы мастерской?
— Наверное, найти хороших мастеров. Керамисты – штучный товар, если можно так сказать. У нас есть только один человек с соответствующим образованием. Остальных обучаем сами, а это небыстрый процесс.
— Сколько на это требуется времени?
— Зависит от человека, его желания и природного дара. Кому-то может понадобиться полгода, а у других будет неплохо получаться уже через месяц. Но в любом случае первые изделия – всегда, что называется, «комом». Стенки толстые, глазурь стекает неправильно и так далее.
— Вы сказали, что в последнее время керамические мастерские – модное направление. Не боитесь конкуренции?
— Сначала, если честно, было тревожно. Но сейчас я думаю, что здоровая конкуренция даже к лучшему. Чем больше людей занимается керамическим искусством, тем большее количество человек вовлечено в этот процесс.
— Как считаете, почему человеку может не понравиться заниматься керамическим или глиняным искусством?
— Для начала давай разделим понятия керамики и гончарного дела. Керамика – это глина, прошедшая обжиг. Гончарное ремесло – это процесс создания керамики, но исключительно с использованием гончарного круга. В любом случае при общении с глиной необходимо «поймать» определённые ритм и темп, общение с глиной не терпит поспешности. Далеко не всем людям хватает усидчивости и терпения для этого процесса.
— Какие у вас планы, будете ли расширяться?
— Как бы это странно ни звучало, я не люблю планировать. Жизнь сама направит тебя в нужное русло, даст подсказки, в каком направлении идти. Такой же подход у меня и в бизнесе. Может быть, поэтому я не зарабатываю миллионов. Я всецело полагаюсь на судьбу: делай, что должен, и будь что будет – вот мой девиз!
Фото из открытых источников
Тоже стоит почитать
Тайны больше нет: интервью с сотрудницей детективного агентства
Ни хвоста, ни чешуи!
«Люди перестали держаться за свои рабочие места, даже с хорошей зарплатой и условиями труда»