Лесосибирский краевед восстановил историю Ачинского речного порта
Мало кто в Ачинске сегодня знает, что в недавнем прошлом в городе процветал речной порт. На прошлой неделе к нам в редакцию заглянул Александр Александрович Комкин – прозаик, этнограф и историк-краевед из Лесосибирска. Оказалось, мужчина недавно занимался историей Ачинского речного порта и любезно поделился с нами своим материалом, поражающим скрупулёзным подходом к делу. Выдержки из него мы сегодня с удовольствием публикуем.
Река Чулым издавна привлекала купечество, ведь это был удобный путь для завоза товаров. Спокойное течение, песчаное русло, богатая рыбой река – все предпосылки для освоения. Немногочисленное население русских первопроходцев и аборигенов использовало Чулым давно и успешно. Транспортом были лодки и плоты, но с появлением парового флота на Оби начинается промышленное освоение реки купечеством.
Первый гудок
12 июня 1864 года томский купец Кузнецов в первые в истории реки огласил берега провинциального Ачинска пароходным гудком – «Сибиряк» мощностью 120 л. с. прибыл в город с баржой, на которой находилось 40,8 тысячи пудов соли (652,8 тонны) – невероятное количество для того времени. Пароход и баржа были деревянные, но габариты и осадка позволили преодолеть извилистую реку. Соль – груз стратегический, и не трудно представить, что купец получил хорошие дивиденды от своей операции.
На постоянные рельсы
С этого времени на реке началось сквозное плавание от устья до поселений вверх по реке. Пароходы ходили из Томска, Тобольска, Барнаула преимущественно по большой воде. Один оборот по реке совершался за 13-15 суток. Прибывавшие грузы требовалось быстро разгрузить и сохранить – для этой цели в городе построили две пристани, складские помещения – пакгаузы, но большая часть грузов хранилась на берегу под брезентами.
После создания пароходства на Чулыме в Перевозном переулке построили приёмный пункт для арестантов – ныне тут СИЗО.
КСТАТИ
За 1887 год на реку заходили 7 пароходов, перевозя в малозаселённые районы переселенцев и грузы.
Создание регулярного плаванья по реке дало толчок к экономическому развитию города, но построенная в самом конце XIX века транссибирская магистраль подорвала дальнейшую эксплуатацию Обь-Енисейского канала.
Енисейский купец В. М. Харченко после неудачной попытки доставить в город на двух арендованных баржах хлеб рассмотрел вариант сухопутного пути с Чулыма на Енисей. В 1882 году он возглавил экспедицию: шли пешком с месячным запасом продуктов и снаряжения, которые везли на подводах, за 20 дней преодолели путь чуть более 160 вёрст (172 км): так родилась идея конно-железной дороги от Мелецка до Енисейска.
Предполагалось, что строительство такой дороги обойдётся казне около 2 млн рублей, что в четыре раза дешевле строительства канала. При этом дорога могла функционировать круглый год против 3-месячного использования канала. Вторым этапом осуществления идеи Харченко было строительство железной дороги от Мелецка в Ачинск: Енисейск мог стать крупным портовым городом. Но у енисейцев оказался «заклятый враг» И. А. Бенцевич: используя свою власть и личные амбиции против городской думы, он твёрдо сказал: «Енисейск никогда не будет портовым городом». Так был похоронен один из проектов освоения Чулыма и таёжных районов.
Пройдёт менее века, и этот проект будет частично осуществлён, когда во второй половине ХХ века из Ачинска до Маклаково проложат железную дорогу. Часть этой дороги пройдёт по «трассе Харченко».
Революция и гражданская война на несколько десятилетий откинет регион в экономическом развитии. Однако частые неурожаи в центральных регионах страны и разрушенные дороги заставят вновь обратить внимание на водные перевозки. Развитию Сибири способствовала и Великая Отечественная: предприятия из европейской части страны эвакуировали в сибирский тыл, где большая часть и осталась. Города остро нуждались в продовольствии. Из-за отсутствия дорог в таёжных районах Причулымья лежал невостребованным хлеб, а крестьянам требовались металлические орудия труда. Так после войны и родилась идея создания речного порта на Чулыме.
23 января 1946 года было решено организовать Ачинский эксплуатационный участок малых рек. Начальником стал Матонин Владимир Семёнович.
Первооткрывателям речной нивы было нелегко: река мало исследована, отсутствует судоходная обстановка флот. Старшинами катеров были Сазонов Павел Алексеевич, Шалагин Павел Акимович, Кузьмин Георгий Яковлевич. Нелегко приходилось и механикам катеров: суда и баржи были деревянные.
Вслед за хлебными перевозками появились и лесные – из Назаровского и Бирилюсского районов. Осваивался плотовой сплав леса, небольшими плотами и кошелями. С ростом объёмов перевозок началось строительство металлических судов. Главными партнёрами речников Чулыма были Красноярская судоверфь и судостроительные заводы Тюмени и Барнаула. Нужны были грамотные и опытные судокорпусники: с Красноярской судоверфи в Ачинск были направлены два специалиста Губин Анатолий Ефимович и Еремеев Алексей Иванович.
Гениальный конструктор судостроительной верфи М. Д. Хренников разработал проект судов с водомётными движителями, что в условиях малых рек было необходимым. Так ачинцы получили первые подобные суда проекта МБКХ-4: маневренные, с малой осадкой, не боящиеся ни мелей, ни речного плавника, мощностью 150 л. с. при осадке менее 40 см и скоростью до 15-16 км/ч.
Чулымский эксплуатационный участок получал теплоходы из Астрахани, мотолодки для разъездных и пассажирских перевозок, а с 1961-го стали прибывать и теплоходы серии МБВ проекта 861. Буксир-толкач стал незаменим при транспортировке плотов и барж любого назначения.
В середине века
В конце 50-х годов начинается строительство предприятий металлургической и строительной отраслей. Требуется много сырья для производства бетона, особенно высококачественного речного песка и гравия. Эта задача и была возложена на речников.
В 1960-м на Чулым пришёл транзитный многоместный пассажирский теплоход, который стал выполнять рейсы Ачинск – Линёво, обслуживая три причулымских района. Только за один 1963 год было перевезено более 6000 пассажиров. В связи с этим в 1967 году эксплуатационный участок переименовывают в «Пристань «Ачинск».
К этому времени уже построен хороший автомобильный мост, который, взяв на себя местные перевозки, с трудом справляется с возрастающим автомобильным потоком. Одновременно для нужд горожан в центре города наводится и паромная переправа. А один понтон ещё и стал паромом.
30 октября 1973 года «Пристань «Ачинск» меняет название на Ачинский речной порт. Развивается производственная база, ведётся промышленное строительство, флот пополняется новыми судами.
«Золотой век» порта
К концу 80-х годов перевозки по реке пошли на убыль. Но предприятие спасло чудо. В окружающих город с запада болотистых озёрах (Айдашинского) геологи обнаружили уникальное месторождение илистых отложений – сапропель. Использовали её в животноводстве и как удобрение для полей. Опытная партия добытой сапропели показала высокие результаты, и в конце 80-х порт ожил: поскольку он был единственным предприятием, способным проникать в глубину болотистой местности.
Но наступили 90-е: разрушились многие секторы экономики, многие предприятия самоликвидировались, выбросив за борт сотни работников.
В 1994 году Ачинский речпорт переименовывается в «Ачинский речной порт» филиал АООТ ЕРП. Затем последовал ряд смены названий, и в сентябре 2007-го предприятие стало «Ачинским речным портом». После каждого переименования число работников, количество флота сокращались. Сейчас на балансе порта имеются суда: землесосы ПЗС-250-10, ПЗС-250-11, гидроперегружатель «Портовый-1», теплоходы МБВ-266, «Ангара-104», «Ангара-106» и несколько несамоходных судов.
Маленький коллектив порта продолжает писать свою историю в большой истории города.
Фото предоставлены Александром Комкиным
Тоже стоит почитать
«А за Деда Мороза и Снегурочку мне выписали премию – десять рублей!»
Воспоминания хирурга
Спекуляция – дело тонкое… но уголовное