26.04.2024

История в фокусе: в Ачинске открылась экспозиция фоторабот Юрия Молочая

Юрий Николаевич – родом из Новосибирска, но лето проводил у бабушки в Бирилюссах. В 1963 году, выучившись на сварщика, приехал на строительство АГК. Постепенно его увлечение фотографией переросло в профессию: из опытного криолитового цеха он перевёлся в фотолабораторию, которая существовала при содовом цехе комбината, и с тех пор стал летописцем предприятия.

Юрий Молочай снимал все этапы строительства АГК, отгрузку первого глинозёма, работу цехов… На его снимках, кажется, оживали даже бездушные здания промышленного гиганта. Шаг за шагом, он фиксировал и рабочие будни заводчан, и их праздники.

Но главная ценность этих фотографий – лица людей, которые на них изображены. Светлые, одухотворённые, уверенные в прекрасном будущем своего родного города – а иначе зачем строился комбинат?

Снимки Юрия Молочая становились иллюстрациями практически для каждой статьи газеты «За ачинский глинозём», они регулярно публиковались в краевой и центральной прессе.

К сожалению, в прошлом году Юрия Николаевича не стало. Но его дело продолжает дочь Наталья – она-то и сберегла отцовский архив, часть которого сейчас можно увидеть в музейно-выставочном зале. Это не только снимки, но и негативы, раритетные фотоаппараты.

— Инициатором экспозиции выступил Ачинский глинозёмный комбинат, – говорит Светлана Капошка, директор МВЦ. – Изначально выставку хотели приурочить к 50-летнему юбилею АГК, но в прошлом году, в связи с серьёзными ограничительными мерами, этой мечте не суждено было сбыться.

Хотя, может, оно было и к лучшему: за это время удалось проработать идею гораздо глубже, тщательно отобрать снимки, продумать их оформление. Работа, действительно, была проведена серьёзная. На чёрно-белых фотографиях – не просто история комбината: здесь можно увидеть глубокий смысл работы металлурга. «Выставка работает всего несколько дней, а посетители уже опознали нескольких героев – сколько в этом оказалось радости!», – говорит директор МВЦ.

Экспозиция была дополнена 20 работами Владимира Любашевского – его картины хранились в фондах МВЦ. Выпускник Киевского художественно-ремесленного училища, он, как и Юрий Молочай, когда-то приехал на строительство АГК. Прекрасный пейзажист, почти каждая его работа – это признание в любви комбинату. Отработав на нём много лет, он продолжил трудовую биографию в горкоме партии и стал одним из тех, по чьей инициативе в Ачинске был открыт музейно-выставочный зал – по площади самый большой в Красноярском крае.

— И тут произошло ещё одно, мистическое, иначе и не скажешь, совпадение, – продолжает Светлана Анатольевна. – К нам обратился сын Василия Васильевича Бякова – необыкновенно творческого человека, который 25 лет работал художником-оформителем на АГК. Мужчина предложил организовать выставку памяти отца и принёс более 40 его работ.

А буквально за несколько дней до выставки её границы раздвинулись ещё шире: участником экспозиции стал сотрудник комбината, электромонтёр Семён Иванов, который делает прекрасные работы в технике «фотореализм». Накануне Дня металлурга талантливый парень нарисовал простыми карандашами родной комбинат – изображение впечатляет своей масштабностью и реалистичностью. К нему добавились ещё несколько работ молодого специалиста – вот так распорядилась судьба, что практически весь зал МВЦ оказался посвящён АГК.

— Кадры, запечатлевшие этапы становления комбината, его основные события, в том числе отправку первого эшелона с глинозёмом на Красноярский алюминиевый завод – это огромный и бесценный архив, который оставил для нас Юрий Молочай, – говорит Ксения Талай, директор по связям с общественностью и взаимодействию с государственными органами АГК. – Поэтому хочу поблагодарить всех, кто помог организовать эту уникальную фотовыставку, где впечатляет буквально каждый снимок. Ведь история нашего комбината – это прежде всего истории людей, которые его строили, совершенствовали, отдавая себя без остатка тяжёлой работе металлурга.  

Остаётся добавить, что выставка будет работать до 20 августа. Обязательно найдите время и посетите её – ведь это не только история комбината, но и всего города.

Автор