«Мне нравится, что чтение стало модным»
Никогда бы не поверила, что так долго придётся уговаривать честно рассказать о своей работе библиотекаря. Анна, сегодняшняя героиня «Тайной комнаты», долго отказывалась. Шутит: раз многие до сих пор думают, что библиотекарь – серьёзная женщина средних лет, не стоит их разочаровывать. Девушка работает уже несколько лет и утверждает – всем довольна. На короткое интервью мы всё-таки её уговорили. Принимайте горяченьким!
— Почему так долго отказывалась говорить на тему работы? Библиотекарям есть что скрывать?
— Этот стереотип, по-моему, неискореним. Библиотекарь у многих ассоциируется с образом женщины в очках, с пучком на затылке, и обязательно в твидовом костюме конца 60-х. На самом деле это далеко не так: в библиотеках сейчас работает молодёжь. Насчёт остальных не знаю, но лично я от своей работы получаю удовольствие.
— А скрывать-то есть что?
— В каждой профессии свои тонкости, и профессия библиотекаря – не исключение.
— А что тебе больше всего нравится в работе: разбирать книги, проводить мероприятия?
— Библиотеки в том виде, в каком они знакомы многим, уже давно канули в прошлое. Сейчас для привлечения читателей на базе библиотек создаются читательские клубы, проводятся мероприятия по актуальным темам, встречи с интересными людьми. Работаем и с молодёжью, и с пенсионерами. И хочу заметить, что все мероприятия для читателей абсолютно бесплатны. Вот этим всем мне и нравится заниматься. Знаешь, какое получаешь удовольствие от осознания того, что в твоих силах помочь человеку найти ту самую книгу, которая может изменить его жизнь, мировоззрение, утвердиться в мечте и так далее?! Кстати, за последние несколько лет сильно возросла популярность книг именно по психологии, самомотивации. Такие издания нарасхват берут молодые читатели.
— Как-то слабо верится, что многие читают именно бумажные книги, а не их электронный формат.
— Послушать окружающих – так к нам вообще никто не приходит. Идут, и достаточно активно!
— Сколько человек в среднем в день посещает библиотеки?
— Могут прийти и 20, и 50.
— Скажи, какие книги пользуются спросом у взрослых читателей? Устинова и Донцова ещё в «моде»?
— Донцова, Шилова и Устинова уже, слава богу, не так популярны. Сейчас читают Робертса, который «Шантарам» написал, Роя, Брауна, Яхина. Мне такая тенденция нравится. Я сама люблю литературу, заставляющую думать. К жанрам типа фантастики или детективов я вообще равнодушна. Читатели, кстати, тоже охладевают к такому. Это в основном только пенсионеры читают.
— Всегда было интересно: если приходят интересные книги – наверное, первым забирает их читать библиотекарь?
— Я не припомню войны из-за того, кто первый прочтёт книгу.
— Как часто списываете книги? Читатель может прийти и попросить у вас списанный материал?
— Книги списывают в связи с утратой, ветхостью и негодностью. Старые книги мало кому нужны. Наоборот, люди часто предлагают забрать нам их книги: место в доме занимают, а выкинуть жалко. Но чаще всего отказываем. Если это, конечно, не какое-то очень редкое и интересное издание. Но такого я тоже не припомню.
— Как часто книги воруют? И как часто вы ловите людей, которые это делают?
— Сейчас этим уже никто не занимается. Человек может не вернуть книгу, если только забыл или не может найти. В таких случаях читатель должен заплатить за неё.
— И что, часто теряют? Платят?
— Кто-то платит без разговоров. Другие после нашего первого звонка больше не берут трубку.
— Начальство не делает вас крайними в таких ситуациях?
— Нет. Мы-то здесь причём?
— Как относишься к тому, что электронные книги бывают дороже бумажных?
— Мне нравится, что читать стало модно. А то, в каком формате книга, не так уж и важно. Если человеку удобнее, сидя в автобусе, держать в руках телефон, а не книгу, что в этом плохого?
— Как часто читатели хотели забрать библиотечную книжку домой и обращались ли к тебе с такой просьбой?
— Был такой случай. Женщина хотела выкупить серию книг по вязанию. Предлагала деньги, но мы отказались – не имеем права. Нашли эту серию в Интернете и помогли заказать.
— Что скажешь о поддержке со стороны государства? Она существенна?
— Не ощущается так, как хотелось бы. На комплектование фонда денег нет, на ремонт денег нет – и так можно до бесконечности. Я понимаю, что всем помочь невозможно, но хотя бы дозированно стоит попробовать.
— Ощущаешь рутину в работе?
— Периодически бывает. Но это из-за кучи бумаг, ненужных отчётов и заданий.
— Что на счёт «не шуметь»? Как часто приходится произносить эту фразу?
— Очень редко. Это уже устаревший стереотип. В библиотеке должно быть шумно, должно быть живое общение. А для «почитать в тишине» есть специальные залы, или книгу можно забрать домой.
— Какая заработная плата у библиотекарей?
— Чуть больше «минималки», скажем так. Поэтому-то в библиотеках не так много молодых специалистов.
Фото: www.ridus.ru
Тоже стоит почитать
Тайны больше нет: интервью с сотрудницей детективного агентства
Ни хвоста, ни чешуи!
«Люди перестали держаться за свои рабочие места, даже с хорошей зарплатой и условиями труда»