В последние годы интерес к истории «Церкви последнего завета» (известной также как «Община единой веры») не угасает. Это религиозное движение, которое многие исследователи относят к сектам, возникло под Красноярском в 1991 году. Его основатель – Сергей Тороп, бывший инспектор ГАИ из Минусинска, – провозгласил себя Виссарионом, воплощением второго пришествия Христа.

Историческая справка
- 2000 год – официальная регистрация «Церкви последнего завета» в Минюсте РФ;
- 2020 год — арест Виссариона и двух других руководителей (Вадима Редькина и Владимира Ведерникова) по подозрению в незаконной деятельности и психологическом насилии;
- 2022 год – ликвидация «Церкви последнего завета»;
- 2025 год – приговор Сергею Торопу: 12 лет колонии строгого режима.
Что стало с общиной после ареста лидеров? Как живут люди в «Городе Солнца» сегодня? На эти вопросы попытался найти ответы ачинский фотограф и общественный деятель Владимир Туренок.
— Недавно посмотрел программу Андрея Малахова, которая была посвящена «Городу Солнца», и решил туда съездить, – рассказывает Владимир Васильевич. – Так как я увлекаюсь фотографированием церквей, давно хотел сделать снимки красивых храмов общины.
Путешествие оказалось непростым: в одну сторону пришлось преодолеть около 700 километров на легковой машине (с крюком через Саяногорск). Особенно тяжёлыми стали последние 150 километров по грунтовой дороге.
Первая остановка — Петропавловка
В этой деревне путешественников встретил величественный храм, сделанный из натуральных материалов. Он совсем не отапливается, и пока снаружи – красиво, внутри – очень холодно. Время приближалось к обеду, звучал колокол, призывая местных жителей, входящих в общину, принять участие в литургии. Приезжие виссарионовцы давно вросли в эти пространства, привнесли свой колорит, отличить от коренных жителей их можно по белой одежде, в которой они ходят на собрание.
— Люди в Петропавловке оказались довольно доброжелательными, – делится впечатлениями Владимир Васильевич. – Один мужчина показал нам большое здание, где взрослые и дети занимаются декоративно прикладным искусством. Правда, внутрь попасть не удалось – в воскресенье оно было закрыто. Увидели мы и гостевой дом в два этажа.
Гости купили сувениры в торговом павильоне, где большая часть товаров местного производства, выполненная своими руками: сувениры, поделки, БАДы, аксессуары и многое другое. Затем пообедали вегетарианской пищей в местном кафе. Проведя в Петропавловке около полутора часов, путешественники отправились дальше – в тот самый «Город Солнца».




Дорога в обитель
Путь оказался ещё более сложным: с одной стороны – сопка, с другой – обрыв. Деревья нависали над заснеженной дорогой, которую расчищают лишь местные жители.

Встреча с обитателями
У «Города Солнца» гостей встретил большой щит со схемой «Обители рассвета». На въезде в поселение стоит пост, в котором дежурит один из жителей. Узнав, что приехали на экскурсию, он связался с кем-то по рации и попросил подождать. Формально никакого запрета на визит в поселение нет – оно является частью посёлка Жаровска, – но необходимо получить разрешение от общины. На машине въезжать в поселение посторонним запрещено; кроме того, туристов по территории общины обязательно должен сопровождать кто-нибудь из жителей.

Получив сопровождающего – очень дружелюбного и охотно отвечающего на вопросы, – гости направились знакомиться с укладом жизни виссарионовцев. Величием поразили врата с переиначенной фразой из «Божественной комедии» Данте Алигьери: «Прими надежду, всяк сюда входящий».
— Проходя по территории общины, мы отметили, что, несмотря на удалённость, здесь есть спутниковое телевидение, интернет, а также доступ к популярным маркетплейсам – «Вайлдберриз» и «Озон».
В целом, по словам Владимира, посёлок мало чем отличается от обычных добротных сельских поселений: дома в основном из дерева, двухэтажные. Отличие только в том, что заборов в обители нет – все строения стоят неогороженными. «В «Городе Солнца» двери никто не запирает и не держит сторожевых собак», – пояснил гостям сопровождающий. По словам нашего читателя, это поселение стало настоящим экогородом.
Путешествие открыло ещё немало любопытных деталей:
- Говор. Местные жители говорят медленно, нараспев.
- Чистота. В посёлке удивительно чисто: существует специальное здание для сбора мусора, который затем сортируется и вывозится «на большую землю» для переработки.
- Энергетика. Электричества в поселении нет, но все дома оснащены солнечными батареями. Путешественники узнали: один блок стоит около 200 тысяч рублей.
- Доходы. Конечно, у ачинцев возник логичный вопрос: а где на всё это местные жители берут деньги? Как выяснилось, они делают те же самые сувениры, разводят пчёл, занимаются рукоделием, живут натуральным домашним хозяйством – в том числе на продажу в сувенирной лавке, на ярмарках либо через интернет. Летом в обитель приезжает очень много туристов. Также здесь хорошо развито строительство рубленых домов: вблизи имеются несколько строительных площадок, и мужчины на этом зарабатывают. Далее дома продаются в Московскую область, в столицу и т. д. Многие, как и наш экскурсовод, преподают онлайн математику, йогу и другие науки.
- Образование. В «Городе Солнца» живут около 100 детей. Они находятся на домашнем обучении, но регулярно сдают экзамены в обычной государственной школе.
Наибольшее впечатление на Владимира произвела главная церковь «Города Солнца», строительство которой продолжается на самой высокой сопке.

Размышления о вере
— Конечно, мне в первую очередь хотелось понять: какую идею Виссарион, человек практически без специального образования, вложил в головы людей – и они ему поверили? – размышляет фотограф. – Думаю, в 90-х годах многие просто разочаровались в том, что происходило в стране. Они решили убежать от этого разлада – как внешнего, так и внутреннего, – продать квартиры и уехать в тайгу.
Это путешествие стало не просто экскурсией в необычное место, но и попыткой осмыслить сложную историю общины, её взлёт и падение, а также понять, что движет людьми, ищущими утешения в альтернативных верованиях.
Фото: Владимир Туренок





Тоже стоит почитать
Поход выходного дня: Качинские Столбы
То самое Шушенское: как музей сибирской ссылки Ленина вырос в заповедник о крестьянском быте
История одного путешествия