17.09.2025

Сергей Никитин: «За всё, что делаю, привык отвечать самостоятельно»

Закрывается ещё одна страница истории местного парламентаризма: в сентябре не только истекает срок полномочий Ачинского городского Совета депутатов шестого созыва, но и завершается почти 30-летняя история горсовета, который работал с 1996 года. На прошедших выходных был избран новый орган представительной власти – окружной Совет депутатов. Сегодня мы подводим итоги работы горсовета вместе с Сергеем Никитиным, который 20 лет был депутатом местного парламента, из них 18 – возглавлял его, либо был заместителем председателя.

— Сергей Николаевич, осталось всего несколько дней – и Ачинский городской Совет депутатов уйдёт в прошлое. Какие эмоции испытываете?

— Не скрою, даже немного грустно из-за этого: всё-таки с горсоветом связана значительная часть моей жизни – насыщенной, сложной и очень интересной. Но в то же время осознаю, что жизнь и сама не стоит на месте, и нам не даёт этого делать. Уверен, что все перемены – к лучшему.

— Вот уже почти два десятка лет вы – одно из первых лиц в городе. Власть вас не испортила?

— Думаю, об этом лучше всего спросить горожан, и в первую очередь – жителей моего округа. Хотя уверен, что никто не скажет, что Никитин изменился, забронзовел: я всегда относился к людям с уважением, и в ответ получал то же самое. Просто никогда не нужно думать, что ты – умнее всех: надо учитывать, что у людей за плечами – тоже огромный жизненный опыт. Нужно дать им возможность его продемонстрировать, а затем переплавить в созидание.

Поэтому сегодня мы – в первую очередь союзники. Хотя, чего греха таить, был и такой период, когда люди ничего не хотели слушать: просто требовали. Все попытки что-то объяснить ни к чему не приводили: что называется, вынь да положь. Иначе ты плохой депутат.

К счастью, время всё расставило по своим местам, и сегодня я без ложной скромности могу сказать, что с моими избирателями, жителями округа № 13, у меня выстроены нормальные рабочие, и в то же время доверительные отношения. Потому что я хорошо понимаю их, а они – меня. Вы ведь тоже бывали на наших встречах, видели – мы можем и пошутить друг с другом, и перейти в плоскость довольно острого разговора. Но в любом случае между нами присутствует доверие. Сегодня я уверен, что при обсуждении любой проблемы мы в любом случае, рано или поздно, найдём компромисс.

— А как относитесь к критике?

— Это тоже результат опыта: если звучат огульные обвинения, даже оскорбления – не стоит даже ввязываться в полемику, пытаться что-то доказать, объяснить: бесполезно. Если же это конструктивные предложения, пусть даже выраженные в резкой форме, – соглашаюсь и беру в работу. И своих коллег-депутатов призываю поступать точно так же.

— Вернёмся в прошлое: в 2005 году вы успешно работали на комбинате, занимали высокую должность – почему решили стать ещё и депутатом горсовета?

— Я никогда не боялся брать на себя ответственность – наверное, родители так воспитали. В армии дослужился до старшины роты: последние полгода в подчинении находились 200 человек. После службы пришёл на комбинат, активно участвовал в общественной работе, в приёмке оборудования после ремонта, в выпуске «боевых листков», где подмечались все недоработки. В середине 80-х меня избирали в существовавший тогда Совет народных депутатов. Понимаете, мне всегда хотелось что-то изменить к лучшему. Поэтому, когда предложили выдвинуть кандидатуру в депутаты горсовета – для меня это не было чем-то новым или особенным. Тем более коллеги меня поддержали.

— В итоге вы пошли в депутаты от округа с «несчастливым» номером 13. Туда входит часть Стройки, но в основном – посёлок Мазуль, с его проблемным частным сектором…

— Для меня Мазуль – это прежде всего моя малая родина: в этом посёлке я родился и вырос. Поэтому несчастливым я его точно не назову. Хотя как округ – да, соглашусь: непростой. Напомню, что помимо частного сектора, была ещё и улица Декабристов, значительная часть которой тогда состояла из бараков. Помню, в ходе первой избирательной кампании я провёл 68 встреч – в так называемых «пьяных дворах» мне не раз предлагали отдать голос взамен на «шандык». Но мне было интересно выиграть выборы честно – чтобы не стыдно было смотреть в глаза избирателям, чтобы не было стыдно перед самим собой.

— Получили удовлетворение от депутатской деятельности?

— Трудный вопрос… Конечно, со стороны всё выглядит гораздо проще: депутаты приняли решение – остаётся его только выполнить. Но на самом деле за каждым документом стоит кропотливая работа, учитывающая тысячи нюансов.

Это был огромный опыт: нужно было разбираться в экономике, юриспруденции… Поэтому я чаще всего радовался, когда удавалось выполнить наказы избирателей: кому-то помогли привезти земли, где-то – спилили дерево. А вот что касается более системных вопросов – тут бывало заметно сложнее добиться нужного результата. Вы же помните, сколько времени ушло на то, чтобы, например, добиться ремонта улицы Чуприянова?

— За вашей спиной – уже четыре полноценных избирательных кампании, и ни в одной вы не были замечены в популизме.

— Возможно, с помощью громких лозунгов и несбыточных обещаний было бы проще выиграть выборы – а что делать дальше? Как оправдать доверие? На самом деле было печально смотреть на то, как, например, кандидат, твой соперник, обещает повысить пенсии людям – прекрасно понимая, что этого точно невозможно добиться на уровне горсовета. Ничего, кроме чувства омерзения, это не вызывает – это циничный обман избирателей, которые не ориентируются в полномочиях разных ветвей власти.

Но даже если кандидат даёт твёрдое обещание в короткий срок отремонтировать дорогу, провести линию освещения или воду – это тоже 100-процентый популизм, потому что этот человек ещё даже не понимает, за счёт какого ресурса он это сможет сделать. А когда дойдёт до выполнения, он точно провалит всё, и начнёт искать виноватых.

К счастью, ещё в первый раз приступив к депутатским обязанностям, я сразу понял, насколько весомо слово, и как важно его держать. Порой стоит лишь вслух предположить, как именно можно решить проблему – а люди уже воспринимают это как твёрдое обещание. Поэтому я с этим очень осторожен: пока не продумаю механизм решения проблемы – ничего не обещаю. Это – элементарная честность перед избирателями. Зато сегодня никто не может сказать: «Никитин нам пообещал – и не сделал». 

— Работа горсовета под вашим руководством пять раз признавалась лучшей в Красноярском крае. Как удалось этого добиться?

— Это не только, да и не столько моя заслуга – я искренне благодарен всем, кто всё это время был рядом со мной. Да, не всегда всё было гладко, порой эмоции брали верх – но здравый смысл всегда побеждал. Взять хотя бы последний, шестой состав горсовета: назову его, если можно так сказать, качественным. Хотя мы долго к этому шли – спорили, порой даже ругались. Но как минимум по вопросам, которые для города можно назвать стратегически важными, мы всегда находили взаимопонимание. Помните, как все дружно, независимо от партийной принадлежности, отстаивали реконструкцию поликлиники в Привокзальном микрорайоне? Вот такое единодушие не может не радовать. И в целом не покривлю душой, если скажу, что в последние годы роль депутатского корпуса стала в городе гораздо значимее.

— Оглянитесь на своё депутатское 20-летие: вы довольны своей работой?

— Я всегда старался делать то, что было в моих силах и в моей компетенции, и сегодня мне не стыдно за свою работу. Хотя порой меня даже упрекали за то, что принимал всё близко к сердцу. Да, можно было сделать больше – но надо понимать, что всё упирается в ресурсы, в первую очередь – финансовые.

— Какие цели ставите перед собой в составе окружного Совета?

— Уверен, что мой опыт ещё послужит на благо людей. Для меня, в связи с муниципальной реформой, самое главное – чтобы они понимали: их потребности и проблемы не будут забыты. О каждом обращении вспомним, ко всем проблемным вопросам вернёмся. Не стоит бояться перемен – именно это в первую очередь нужно объяснять в ходе избирательной кампании.

Конечно, многое будет зависеть от того, как будут выстроены отношения с исполнительной властью – ведь в связи с образованием округа администрацию тоже ждут большие изменения. Всё будет по-другому, но я хочу, чтобы это «по-другому» было со знаком «плюс»: новые возможности, другие подходы, интересные идеи. И я убеждён в том, что мы сможем этого добиться.

Автор