30.07.2025

«Преступление» и растерзание: если предприятие хотят уничтожить – значит, это кому-нибудь нужно?

Проверки – неотъемлемая часть жизни российского бизнеса: большие и маленькие организации регулярно подвергаются государственному контролю. Разумеется, ни одна проверка не заканчивается разговорами по душам: если уж надзорные органы пришли, будьте уверены, что-нибудь обязательно найдут и за это накажут – им тоже нужно показать, что свой хлеб они кушают не зря. Обычно каждое нарушение, даже самое незначительное, заканчивается привлечением к административной ответственности: как должностных лиц, так и самой организации. 

Как такие дОроги дорОги…

Когда проверяющие не злоупотребляют своими полномочиями, к ним на предприятиях в основном относятся спокойно. Более того: свежий и беспристрастный взгляд со стороны помогает выявить какие-то упущения в своей работе и оперативно принять меры. А если и оштрафовали – ну что ж, это неизбежные риски бизнеса, с которыми все руководители давно научились мириться.

Однако бывает и так, что проверяющие протаптывают, что называется, дорожку и бегают по ней туда-сюда без устали. У них-то всё хорошо: наверх идут замечательные отчёты, показатели выполняются и перевыполняются, в бюджет поступают штрафные деньги. И им нет никакого дела до того, переживёт предприятие очередную такую проверку или нет. Ведь никто из них не учитывает ни общую ситуацию в стране, ни конкретную – в организации. Такое впечатление, что надзорные органы живут в мире, оторванном от реальности. И таких тревожных сигналов становится всё больше, и знаменитая медведевская фраза «Хватит кошмарить бизнес» не просто вновь приобретает актуальность – в нынешних условиях она начинает играть новыми красками.

Для примера мы взяли «Ачинское ДРСУ»: единственное крупное предприятие дорожной отрасли в западной группе районов. Например, с декабря 2024 года только со стороны Ространснадзора оно подверглось пяти проверочным мероприятиям, два из которых закончились штрафами на сумму более 600 000 рублей. Причём проверочные мероприятия со стороны данного ведомства теперь именуются «рейдами» во избежание соблюдения со стороны проверяющих установленных законом требований (заблаговременное предупреждение о проведении проверки, присутствие уполномоченного лица при проведении проверочных мероприятий и т. п.).

Ради интереса порылись в документах: наверняка ДРСУ наказали за какие-то серьёзные нарушения, которые могут привести к ужасным дорожно-транспортным происшествиям? Но выяснилось, что основанием для привлечения к ответственности послужили такие факты (только не смейтесь): отсутствие или повреждение сигнальных столбиков, дефект дорожного ограждения, наличие несанкционированных съездов с дороги…

Многие из наших читателей водят автомобиль и наверняка ездят по трассе зимой, во время снегопада. Вы видели эти сигнальные столбики на обочинах, в местах развязок или на островках для съездов и выездов? Реально ли их мгновенно очистить от снега, учитывая, что для дорожников приоритет – уборка снега с проезжей части? Ещё не забывайте, что эти столбики регулярно страдают из-за большегрузной техники. А это означает, что их нужно не просто восстановить – для начала ещё нужно купить. И тот факт, что дорожная служба не поставила этот несчастный столбик обратно не потому, что поленилась, а потому, что в данный момент у предприятия элементарно не оказалось средств, никого не интересует.

Или взять дорожное ограждение. Если оно оказалось повреждено в ходе ДТП, нормативный срок для его восстановления составляет пять суток. Но кто-то из надзорных органов интересовался: сколько сейчас стоит металл и с какой периодичностью на трассах случаются аварии? А учитывая, что «Ачинское ДРСУ» обслуживает почти 300 километров федеральной трассы, да ещё почти 2 000 километров автомобильных дорог в восьми районах края (не считая улично-дорожную сеть) – реально ли уложиться в эти сроки? Тем более, что у дорожников есть и другие обязанности, которые НАПРЯМУЮ влияют на безопасность дорожного движения: зимой – уборка снега с проезжей части и подсыпка реагента, летом – ремонт асфальтобетонного покрытия, ликвидация последствий ДТП, уборка с проезжей части посторонних предметов, скашивание травы на обочинах…

Но Ространснадзор уже тут как тут: наказать! Причём наказать сразу, не выдавая предписаний с установлением сроков для возможности устранения выявленных нарушений!

Доходит до рукоприкладства

Самое абсурдное, что размер штрафа в десятки, а то и в сотни раз превышает затраты на устранение недостатков! Но, как говорится, проблемы индейцев шерифа не волнуют.

Ещё один повод для наложения штрафа – несанкционированные съезды. Представляете, какой поток отдыхающих летом движется по федеральной трассе? Разумеется, люди останавливаются, съезжая дороги – отдохнуть, перекусить и даже переночевать. Устраивают такие съезды и владельцы придорожных объектов, у которых есть тяжёлая техника. Надзорный орган опять на месте: фиксирует несанкционированный съезд и штрафует, штрафует, штрафует…

— Как только мы обнаруживаем несанкционированный съезд – сразу отправляем трактор, который его перекапывает, – говорит мастер участка АО «Ачинское ДРСУ» Андрей Батюта. – Но не успевает он удалиться, как тут же появляется новый съезд с дороги, который прокладывает какой-нибудь лесовоз или автомобиль с любителями отдыха на природе. Круглосуточно контролировать каждый такой съезд – никаких ресурсов не хватит. А уж что говорить про период посевной или уборочной кампании, когда сельскохозяйственная техника массово осуществляет съезды с дороги в поля в неустановленных местах.

Ну не поставишь же, в самом деле, там дежурного? Я уж не говорю про то, что сейчас, во время активного летнего ремонта дорог, на ликвидацию несанкционированных съездов отвлекается техника, расходуются ГСМ. Бывало, что дело доходило до конфликтов и даже до рукоприкладства в отношении наших работников.

Впрочем, так обстоят дела не только с дорогами. Ежегодно «Ачинское ДРСУ» отправляет в транспортную прокуратуру пачки бумаг, подтверждающих правомерность эксплуатации паромов в Бирилюсском и Большеулуйском районах. Надзорному органу предоставляются результаты освидетельствования плавсредств; документы по страхованию жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа; данные об обучении и медицинском освидетельствовании членов экипажа и так далее. Чуть что не так – штраф!

Хотя предприятие за всё время существования ещё ни разу не допустило инцидентов при эксплуатации плавсредств. То же самое касается наведения наплавных мостов через Чулым в Большеулуйском, Бирилюсском и Боготольском районах: жители нашего города, например, только завидуют, насколько оперативно там устанавливаются переправы, и насколько безопасно по ним можно передвигаться. И сравните с ачинским наплавным мостом, по которому без молитвы не проедешь… И что, кого-то за это оштрафовали?

Самое штрафное

Конечно, в любом надзорном органе нам скажут: компания видела содержание договора, когда подписывала? Видела. Специалисты знают нормативно-техническую документацию? Знают. Ну а мы – люди маленькие: лишь следим за исполнением.

Но контракты у дорожников – в основном «долгоиграющие». Те, что действуют сейчас, подписывались несколько лет назад, до всем известных событий, когда экономическая ситуация была, мягко скажем, немного другая.

По некоторым данным, стоимость контрактов в данный момент даже на одну треть не покрывает фактических расходов дорожных организаций, которым в итоге приходится не просто залезать в кредиты, а по несколько раз перекредитовываться. И они, конечно, не виноваты в том, что оказались в такой тяжелейшей финансовой ситуации. А тут ещё надзорные органы «добивают».

При этом непосредственных причинителей вреда государство наказывать не торопится. Действительно, зачем за кем-то бегать, искать, доказывать… Гораздо проще прийти в организацию, отвечающую за содержание дороги, и – хрясь штраф! А той деваться некуда: хочешь не хочешь – сразу же платишь, иначе – арест счетов и техники, парализующий всю работу предприятия (как известно, в такие моменты приставы подключаются молниеносно, не дожидаясь даже момента, когда несчастному предприятию станет известно о наличии выписанного штрафа). 

Но ведь самое штрафное… тьфу, страшное – то, что бесконечно это продолжаться не может: у этой верёвочки тоже есть конец. Очередная такая проверка может стать последним гвоздём в крышку гроба организации.

Видимо, только банкротства дорожных организаций нам сейчас для полного счастья и не хватает. Правда, когда все дороги окажутся переметены снегом, а их элементарно некому будет почистить – до накренившегося сигнального столбика или помятого ограждения надзорным органам уже никакого дела не будет: до них они просто не доедут…

Автор