12.02.2025

Зелёная пропажа: депутаты Ачинска вместе с ЦОЖем искали, но не нашли ни пропавшие деревья, ни Программу озеленения города

Несколько номеров назад мы рассказали об итогах проверки Контрольно-счётной палатой (КСП) расходования бюджетных средств на озеленение Ачинска в 2021-2023 годах. Напомним: 40% деревьев и 36% кустарников не прижилось из-за плохого ухода или его отсутствия, ущерб составил 5,5 млн рублей. Подрядчики произвели компенсационные посадки лишь частично. Накануне в городском Совете депутатов парламентарии совместно с представителями Центра обеспечения безопасности, являющегося заказчиком работ, разбирались, где деревья.

«Зелёный» фонд Ачинска, как и во многих небольших городах – это переросшие тополя, с которыми нужно что-то делать, а что – непонятно. Несколько лет назад был благоустроен сквер возле управления социальной защиты, где высадили саженцы сосен. Эстафету впоследствии переняли и другие благоустраиваемые пространства. Например, только в прошлом году в Ачинске высадили более 10 000 деревьев. Однако наряду с этим город пока не может ухаживать за новой зеленью – нет соответствующей службы.

Вначале заседания руководитель КСП Елена Слезко напомнила основные параметры проверки четырёх муниципальных программ, по которым в Ачинске проводилось озеленение, снос аварийных насаждений, а также планировалось содержание зелёных насаждений. В общих сметах расходы составили 71 млн рублей.

Садовника ждали?

Оглянемся назад: в 2021 году фирма «Зелёный мир» в рамках благоустройства высадила на улице Кравченко деревья, а после должна была обучить сотрудников ЦОЖа всем премудростям ухода за насаждениями. Было – не было, этого не знаем, но засохшие саженцы зафиксированы. Затем в структуре мэрии создали Центр обслуживания учреждений (ЦОУ), сотрудники которого должны были ухаживать за благоустроенными пространствами, но по факту занимались их уборкой, ремонтом деревянных конструкций и скосом травы. А вот садовника в городе как не было, так и нет. А ведь именно такой специалист должен заниматься уходом за деревьями, кустарниками и цветами.

Заммэра по вопросам ЖКХ Владимир Анфимов сообщил, что в этом году штат АО «САТП» пополнится «специалистом с профильным образованием, не из города Ачинска», который будет заниматься формированием и обрезкой крон. Человек уже найден. А в штат ЦОЖа примут человека для работы с контрактами.

Вандалы или нет?

Тему гарантийных обязательств подрядчиков поднял депутат Дмитрий Куликов:

— Почему из всех благоустроенных пространств компенсационные посадки произвели лишь на улице Кирова? И каким образом планируются места для этих посадок? Недавно был свидетелем: трактор вместе со снегом сгрёб и кусты кизильника… И ещё: в мае 2024 года я лично ходил с инспекцией по местам высадки, велась ли претензионная работа с подрядчиками по итогам проверки?

— Что касается плана рассадки – всё согласно проекту, – ответил директор ЦОЖа Игорь Каминский.

— Но проект же вы утверждаете, – последовало встречное возражение от зампредседателя горсовета Ирины Вавиловой.

— Я пришёл в 2023 году, и отвечать за то, что было сделано до меня, не стану. Но в мою бытность места посадки деревьев согласовывались с разными структурами: управлением архитектуры, «Теплосетью», энергетиками.

Тут Дмитрий Куликов возразил: в 2024 году в сквере по улице Стасовой были высажены ели – и сейчас точно так же, когда убирают снег, деревья повреждаются. Присутствующие стали спорить и выяснять: по проекту ли были произведены посадки или как дополнительное озеленение. Депутат Наталья Сусанина предложила директору ЦОЖа, вместо перекидывания фразами, ответить полноценным рассказом на замечания КСП.

— Вы пришли на совещание, и знали, что мы будем задавать эти вопросы. Давайте по пунктам: что исполнено, что невозможно осуществить? – поддержала коллегу Ирина Вавилова.

— Почему никто не слышит, что были выявлены случаи вандальных действий? – спросил в ответ Игорь Каминский.

— Игорь Васильевич, назовите цифры, сколько всего заменено деревьев, – попросил депутат Владлен Власенко.

— 271 кизильник, 22 сосны, 8 елей, 15 берёз, 3 тополя, 3 груши, 3 липы…

— Из отчёта КСП следует, что на балансе – более 6000 деревьев. Я сейчас вас слушаю и понимаю, что эти единичные деревья никак не могут составлять 40% потерянных ресурсов, – изумился Владлен Иванович. – Это колоссальные цифры! Получается, администрация города не владеет этими цифрами. И не может у нас быть столько вандалов.

— Поддержу: по контракту осмотр зелёных насаждений производится дважды в год. Актировались ли итоги этих проверок? Фиксировалось ли, где саженцы погибли в результате вандальных действий, где – по причине отсутствия должного ухода и так далее? – вступил в разговор депутат Михаил Балоночкин. От себя добавим: организаций, производивших озеленение, четыре (Зелёный мир», «КомплексСтрой», «ГРАНТЭК», «КрасАльфаСтрой»), поэтому по каждой ежегодно должно было составляться два акта.

Игорь Каминский ответил, что всё актировалось, Дмитрий Куликов это подтвердил: на проверках присутствовала представитель подрядчика и давала рекомендации по спасению «зелёного десанта». Однако Елена Слезко сообщила, что им эти акты не представили.

— Нет актов – нет и понимания, почему потеряны деревья и как их можно восстановить. Мы лишь констатируем факт на основании сведений. Вот, к примеру, по улице Зверева не хватает около 2000 кустов – где они? – спросила Елена Владимировна.

Игорь Каминский попросил, чтобы КСП в следующий раз приглашала представителей ЦОЖ на свою проверку.

— Не нужно никого приглашать. Вы же понимаете процедуру, и вы подписали отчёт КСП, – Ирина Вавилова чётко обозначила свою позицию. – У вас есть возражения?

— Я был вынужден подписать, – ответил он.

Дмитрий Куликов напомнил о своём вопросе по претензионной работе. Выяснилось, что в суде сейчас находится одно дело – по поводу улицы Кирова, причём ЦОЖ в нём не участвует: подрядчик судится с субподрядчиком.

Химическим способом

Ещё одна актуальная тема – выкорчёвка пней после сноса деревьев. По контракту этим должен заниматься подрядчик, но не делает это из-за «копеечной» оплаты за неё и проблем с утилизацией. Однако работы мэрия всё равно оплачивает. Вопрос нужно решать, поскольку пни не дают высаживать на эти места новые деревья.

Игорь Каминский рассказал о новом способе уничтожения пней – химическом.

— В высверливаемое отверстие засыпаются удобрения, к примеру, калийная селитра, которые не наносят ущерба окружающей среде. За такими пнями необходимо следить: своевременно поливать, добавлять реагенты…

— Это процесс не одного года, к тому же способ – пока только в теории, а 2025 год уже начался, – развёл руками Владлен Власенко.

Затронули тему нецелесообразного расходования бюджетных средств в ходе заключения прямых контрактов – их было особенно много в 2021-2022 годах. Однако Михаил Балоночкин вступился за ЦОЖ.

— Вспомним 2023 год, подрядчик во втором микрорайоне спилил деревья, поломал лавки, не вывез ветки, и они лежали несколько месяцев. Без прямых контрактов порой не обойтись.

Кусочками

Вторая часть совещания предполагала рассмотрение Программы по озеленению на 2025-2030 годы. Однако оказалось, что программы как таковой нет. Ирину Вавилову такое положение дел обескуражило:

— В течение года на наши запросы о предоставлении Программы вы отвечали, что для её разработки необходим целый ряд сведений. Но, позвольте, Владимир Владимирович, это ведь ваша прерогатива – получить их и выдать нам документ. Ни разу мы не услышали от вас хотя бы каких-то планов… Давайте создавать Программу поэтапно, кусочками.

Логическое завершение совещанию дал Владлен Власенко, сказав, что думать нужно не о новых посадках, а заняться сохранением того, что уже высажено. Иначе повторится картина прошлых лет, а деньги государства будут потрачены впустую. На том и разошлись, взяв с Владимира Анфимова обещание представить черновик проекта… А в понедельник Анфимов уволился.

Фото: Город «А»

Автор