19.11.2024

Диагноз не подтвердился: как ачинцы отстояли реконструкцию поликлиники № 3

В 2020 году в Красноярском крае по Указу президента начала действовать программа модернизации медицинских учреждений – в неё попала и поликлиника № 3, расположенная в Привокзальном районе. В ней планировали реконструировать центральную входную группу и запасные выходы, лифт, заменить инженерные сети и отремонтировать помещения.

Всё испортил фундамент

Однако в этом году стало понятно, что реконструкцию больницы НПЗ, как её по старой памяти называют ачинцы, провести уже не успеют – в 2025 году программа подходит к концу. Однако по закону, чтобы утвердить это решение, нужно провести публичные слушания. Для этого на прошлой неделе в наш город приехали представители регионального Минздрава и Управления капитального строительства.

— В октябре прошлого года был заключён государственный контракт с АО «Гражданпроект» на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной и рабочей документации, – бодро начала поднявшаяся на трибуну Ирина Тимошенко, начальник отдела по управлению материально-техническими ресурсами краевого Минздрава. – Срок исполнения этого контракта – до 1 июня 2024 года.

Но дальше доклад пошёл без прежнего энтузиазма. Как выяснилось, проектная организация провела обследование поликлиники и выяснила, что её фундамент находится в частной собственности, а именно – принадлежит профилакторию НПЗ. Поэтому поменять в здании инженерные системы или, например, утеплить фасад нельзя – это будет нецелевым расходованием средств краевого бюджета.

Оставим за скобками вопрос, почему Минздрав заключил договор на обследование поликлиники только осенью прошлого года, ведь уже тогда было очевидно, что до конца действия программы невозможно было подготовить всю документацию, пройти госэкспертизу, организовать торги, найти подрядчика, да ещё и провести реконструкцию.

Однако факт остаётся фактом: сейчас уже ничего не успеть. Собственно, именно поэтому у людей решили спросить разрешения отменить реконструкцию. Но взамен пообещали провести в здании капитальный ремонт – в следующем году. Посулили ачинцам и другие «плюшки»: аппарат МРТ и строительство лечебно-диагностического комплекса в 2026-2030 годах. Также Ирина Тимошенко напомнила, что в этом году был проведён капремонт двух ачинских поликлиник.

«Выборочный» – это как?!

Видимо, чиновники от Минздрава думали, что участники слушаний после этой информации радостно вскочат, зааплодируют, закричат «Ура!» и, конечно же, откажутся от реконструкции. Но не тут-то было.

Ольга Черненко, председатель городского Совета ветеранов, строго поинтересовалась: а что именно нынче было сделано в ачинских поликлиниках?

По словам Ирины Тимошенко, в поликлинике на Стройке, например, был проведён «выборочный ремонт»: он коснулся пандусов, электросетей, отделки помещений – правда, не всех, а только коридора и семи кабинетов. Такой же «выборочный» капремонт, видимо, чиновники хотели провести и в поликлинике № 3.

Депутатов горсовета – они тоже приняли активное участие в слушаниях – эта формулировка возмутила:

— Выборочный капитальный ремонт – это вообще как? – поинтересовался Фёдор Синкевич.

Другой депутат, заведующий травмпунктом Владлен Власенко, спросил:

— Получается, потрачены время, средства, и теперь выясняется, что это – территория НПЗ? Нужно было изначально контролировать каждый шаг, а не констатировать теперь, что допущена ошибка.

— Да, вы правы, – призналась Ирина Тимошенко. – Программа была составлена ещё в 2020 году, но аукцион по выбору подрядчика краевое Управление капитального строительства провело только в прошлом году…

— Получается, ошибку допустило УКС? – настаивал Власенко. – Хотя это не ошибка – это преступление! 

— Поймите нас правильно: мы не бросаем этот объект, – пыталась оправдаться Тимошенко. – Просто мы его «переквалифицируем»: теперь это будет не реконструкция поликлиники, а капитальный ремонт.

Сергей Никитин, спикер горсовета Ачинска, уточнил у докладчицы:

— Программа работает с 2020 года. То есть четыре года ушло на то, чтобы выяснить, что часть объекта принадлежит НПЗ? Второе: вы сделали в поликлинике № 2 пандус, и называете это капитальным ремонтом? Сегодня мы, конечно, собрались, обсудим всё это, но факт останется фактом: под угрозой срыва – Указ президента.

— Вы обещаете в 2026-2030 годах провести капитальный ремонт – не окажется ли он таким же «выборочным», как в поликлинике № 2? – задал ещё один вопрос Синкевич.

— Виды работ выбирает заказчик… – уже растерянно, теряясь под натиском депутатов, произнесла Тимошенко. – И в соответствии с лимитами, которые до нас доводит Федерация…

— Ну это примерно как если бы хирург во время операции часть работы сделал, а часть – оставил на следующий раз, – провёл горькую медицинскую аналогию Никитин.

И Указ не выполнен, и денег нет?

Жительница Ачинска Ирина Варакута спросила:

— А где гарантия, что в 2030 году нас не соберут на точно такие же публичные слушания, чтобы мы отказались и от капитального ремонта?

«Гарантией» Тимошенко назвала протокол, который будет составлен по итогам общественных слушаний, и в котором будет выражена рекомендация краевому правительству провести капитальный ремонт поликлиники. В зале после этих слов скептически заулыбались – ну да, ну да…

— Мы сейчас заходим в корректировку бюджета, заявляя определённый объём финансирования для капремонта, – обнадёжила присутствующих Ирина Викторовна. – Главному врачу АМРБ уже поручено составить техническое задание. Думаю, двух месяцев для этого будет достаточно.

Депутат Ксения Талай попросила озвучить: а есть ли в АМРБ специалисты, чтобы подготовить качественную документацию для капремонта?

— Я неспроста задала этот вопрос, – пояснила Ксения Игоревна. – Если уж в Управлении капитального строительства произошла такая ошибка, из-за которой мы сегодня здесь собрались, то как больница сможет своими силами составить грамотное техническое задание?

— Конечно, при разработке ТэЗэ мы будем сотрудничать со специалистами Министерства, – заверила и. о. главврача АМРБ Татьяна Гатальская.

Ольга Черненко задала представительнице Минздрава логичный вопрос: куда денутся средства, которые, получается, теперь уже невозможно потратить на реконструкцию поликлиники № 3?

Тимошенко пояснила: ассигнования будут перераспределены. Но куда – ответить затруднилась: мол, вопрос ещё решается.

— В таком случае предлагаем оставить их для Ачинска, – выступила с инициативой вице-спикер горсовета Ирина Вавилова.

— Это будет нецелевым использованием средств программы… – ответила Тимошенко.

— Но неужели в Ачинске не найдётся таких целей, которые предусмотрены программой?! – возмутилась Вавилова.

— Получается, и Указ президента не выполнен, и денег нет… – горько констатировала председатель Совета ветеранов Ачинска Ольга Черненко.

— Чтобы включить в эту программу другой ачинский объект, вместо поликлиники № 3, нужно пройти длительную процедуру согласования, – попыталась оправдаться Ирина Тимошенко. – А программа в следующем году уже заканчивает срок действия.

— Значит, наши деньги всё-таки пропадают? – уточнила Вавилова.

— Я сейчас не готова ответить… – сдалась Тимошенко.

О народе – в последнюю очередь

Следующий вопрос представителю краевого Минздрава задал Алексей Аксютенко – это известный политический консультант, который прибыл в Ачинск, в том числе и для того, чтобы принять участие в этих общественных слушаниях. Его интерес к данному мероприятию был вызван ещё и тем, что по специальности он – медик, его кандидатская диссертация посвящена организации системы здравоохранения.

— Ирина Викторовна, когда вы узнали о том, что деньги нужно возвращать?

— Вообще, официальное письмо от «Гражданпроекта» к нам пришло только вчера.

— Тогда на каком основании вы почти месяц назад просили администрацию Ачинска провести публичные слушания, если основание для них появилось только вчера?

— Мы этот вопрос изучали ранее, в рабочем порядке, – попыталась оправдаться Яна Григорьева, заместитель главного инженера краевого УКСа.

— И второе: сейчас вы обещаете людям, что капремонт поликлиники состоится в 2025 году – назовите тогда сумму, которую вы для этого закладываете в краевой бюджет?

— Мы будем заявляться в осеннюю корректировку… – начала отвечать Тимошенко.

— Осенняя корректировка уже закончилась! – прервал её Аксютенко.

Как выяснилось, представительница Минздрава запуталась: корректировку ведомство будет вносить не этой осенью, а лишь весной будущего года.

— Хорошо: возможно, в весеннюю корректировку вы эти расходы и внесёте, – разложил по полочкам Аксютенко. – Но вам ещё нужно будет найти разработчика проектно-сметной документации, а конкурсная процедура занимает порядка двух-трёх месяцев. Какое-то время уйдёт на подготовку документов и прохождение госэкспертизы – в лучшем случае это завершится осенью. Тогда зачем вы обманываете людей, говоря, что капремонт пройдёт в 2025 году? Ведь он начнётся только в 2026-м!

— Что вообще произойдёт, если мы сегодня на общественных слушаниях выскажемся против отказа от реконструкции поликлиники? – спросил Фёдор Синкевич.

— Во-первых, федеральные деньги у нас просто заберут, – грустно пояснила Тимошенко. – Во-вторых, будет, так скажем, нагоняй виновникам. Красноярский край выплатит штрафные санкции.

Депутат Владимир Озереденко потребовал ответа: кто вообще виноват, что сложилась такая ситуация?

— Я ни с кого не снимаю ответственности, – волнуясь, ответила Тимошенко. – Но если говорить де-юре, то заказчиком проекта выступало Управление капитального строительства. А контроль за исполнением программы – конечно, за Минздравом.

— Интересно получается: кто-то наделал кучу ошибок, принял неправильные управленческие решения, а ответственность за это сейчас перекладывается на людей! – возмутился Сергей Никитин. – Разве это правильно? Почему про народ вы вспомнили в самый последний момент?

«Я не хочу ничьей крови»

Ирина Тимошенко сходила с трибуны, как будто с Голгофы. Её место следом заняла представительница краевого Управления капитального строительства Яна Григорьева.

— Я не снимаю ответственности с УКСа: да, действительно была допущена ошибка, – начала она с покаяния: видимо, полагая, что повинной головы меч не коснётся. – Нужно было провести предпроектные работы и выяснить все детали.

Но у участников слушаний эта речь жалости не вызвала, и они начали выпытывать: сколько было заплачено «Гражданпроекту» за предпроектные работы?

— Примерно 10-15 процентов от стоимости контракта, – чиновница упорно не хотела называть конкретную сумму.

— Ну а сколько стоит контракт? – спросила Ирина Вавилова, и стало понятно, что участники слушаний всё-таки намерены добиться ответа.

— 18 миллионов… – сдались краевые чиновницы.

— То есть за 1 миллион 800 тысяч рублей «Гражданпроект» установил, что фундамент поликлиники не входит в состав краевой собственности?! – уточнил Аксютенко. – Что ж, «серьёзная» работа! Я бы оказал вам такую услугу всего за 10 тысяч рублей.

— «Гражданпроект» ещё никаких денег не получил! – торопливо начала уверять представительница УКСа. – И ещё не известно, получит ли!

В разговор вступила Юлия Белоусова, заместитель министра здравоохранения Красноярского края. Она сразу подчеркнула: эту должность она занимает всего месяц, и за это короткое время уже трижды была в Ачинске.

— Я не хочу сейчас крови, не хочу выяснять, кто прав, а кто виноват, но очевидно, что с поликлиникой № 3 нужно что-то решать, – произнесла Юлия Борисовна. – Если вы сейчас проголосуете против исключения объекта из программы модернизации – краевой бюджет просто попадёт под штрафные санкции. При этом вы же понимаете, что в запланированные сроки реконструкцию всё равно не провести.

Перед голосованием Алексей Аксютенко обратился к собравшимся:

— Если вы поднимите руки за отказ от реконструкции – получается, как будто это не УКС накосячил, и не Минздрав, а Ачинск сам этого не хочет. Если вы проголосуете против исключения – только тогда кто-то за это ответит. Есть конкретные лица, виновные в срыве Указа президента в городе, где медицина и так в плачевном состоянии.

— Полностью согласен! – поддержал выступающего член Общественной палаты Ачинска Борис Вервейн.

— Мы в этом году много вливаний сделали в Ачинск, – вновь взяла слово Ирина Тимошенко и принялась перечислять. – Отремонтировали две поликлиники, сейчас заканчивается строительство модуля компьютерной томографии, уже в этом году будет ангиограф, на следующий год планируется МРТ.

— Извините, но это же – элементарное! – обратилась Ирина Вавилова к представительнице Минздрава. – Всё-таки в XXI веке живём!

— Мы этого МРТ ждали целых десять лет! – высказался Владлен Иванович. – А лаборатории своей до сих пор нет!

Нет времени или нет денег?

Ирина Тимошенко пустила в ход последний аргумент:

— Тут некоторые лица агитируют не голосовать за отказ от реконструкции поликлиники. Но этим самым мы подведём губернатора: Красноярский край, получается, не выполнит программу модернизации медицинских учреждений. Соответственно, мы должны будем вернуть деньги в федеральный бюджет.

— А мы-то здесь при чём? – возмутился Сергей Никитин. – Вы недоработали – а мы, получается, виноваты?! Интересная позиция!

Масла в огонь народного недовольства подлил и заместитель главного врача АМРБ Шухрат Тонготоров, вернувшись к причине общественных слушаний и высказав интересное предположение:

— Здание профилактория НПЗ находится вообще отдельно – со своими входами и выходами. А поликлиника – отдельно. Поэтому я считаю, что основная причина, по которой в поликлинике не смогут провести реконструкцию – это не нехватка времени, а нехватка денег. Мы это поняли, когда проходил ремонт поликлиники № 2: был подготовлен проект, но денег на него не хватило, в итоге сделали кое-как, а часть – вообще не сделали.

В заключение слово вновь взяла замминистра Юлия Белоусова:

— Сейчас верстается программа «Опорные города», где почти 50 миллиардов предусмотрено на Ачинск. В том числе средства пойдут на строительство новой поликлиники – точнее, консультативно-диагностического центра. Предположительно – четырёхэтажного. У нас, как вы знаете, недавно сменился министр. На опорные города мы будем делать акцент. Для вашего города у нас есть ещё несколько решений, которые я пока не хотела бы анонсировать, потому что они пока в проекте.

Но присутствующих интригующая речь Белоусовой не впечатлила: большинством голосов участники публичных слушаний всё-таки отказали Минздраву в исключении реконструкции поликлиники № 3 из региональной программы.

Ну и что теперь будет? Как нам стало известно, сразу после общественных слушаний представители краевого Минздрава и УКСа ещё раз съездили в поликлинику № 3 и там приняли решение: всё-таки сконцентрировать усилия, поднажать на «Гражданпроект» и добиться от него документов. При самом хорошем раскладе в следующем году успеют провести и реконструкцию.

Фото: «Город «А»

Автор