09.12.2024

«А за Деда Мороза и Снегурочку мне выписали премию – десять рублей!»

Этих женщин, наверное, лично знает половина Ачинска: Светлана Чихачёва (Гришанина) и Галина Догадаева всю свою трудовую жизнь отдали городскому ЖКХ. Первая начинала с должности бухгалтера, вторая – с дворника. Со временем обе доросли до крупных руководителей.

В то время не существовало, конечно, никаких управляющих компаний: только жилищно-коммунальное управление, подчинявшееся глинозёмному комбинату. Это было и логично: АГК сначала строил для своих работников жилые дома и объекты соцкультбыта, а потом занимался их обслуживанием.

Жилищно-коммунальное управление состояло из трёх жилищно-коммунальных контор, а те, в свою очередь, подразделялись на жилищно-эксплуатационные участки: каждый участок отвечал за отдельный микрорайон. Нормы обеспечения кадрами утверждались Министерством труда СССР: количество сантехников, дворников, плотников, сварщиков и маляров зависело от квадратных метров жилья, которое обслуживал участок.

Было ещё и городское управление ЖКХ: но оно обслуживало в основном дома старого центра.

— Раньше всё было по-другому: например, территорию не делили на придомовую и муниципальную, как сейчас, – рассказывает Галина Васильевна. – Только наступила весна – приступаем к ямочному ремонту: для этого в ЖЭКе имелась своя бетоноварка. И мы всё делали самостоятельно – асфальтировали дворы, дорожки… Вообще, работали всегда вместе: нужно убирать территорию – на субботник идут все, независимо от профессии. Думаю, это главное, что отличает то время от нынешнего. Если у сварщика было свободное время – он шёл помогать, например, сантехнику, и не видел в этом ничего зазорного. Если случалась авария – никто из работников участка не шёл домой, пока её не устраняли. Зато в микрорайонах всегда была чистота, скошена трава, побелены бордюры и деревья, которые мы тоже сажали сами. Справедливости ради скажу, что у нас ещё были шефы: подразделения комбината. В то время каждый микрорайон был закреплён за определённым цехом. И в пятницу к нам на помощь приезжали металлурги: например, за седьмым микрорайоном была закреплена рембаза. Нам даже выделяли краску и технику, чтобы осенью, например, вывезти листву.

Работники участка сами – от начальника до дворников – к Новому году строили снежные городки. Ёлки и горки вплоть до начала 90-х были в каждом микрорайоне.

— Помню, как впервые сама слепила Деда Мороза и Снегурочку, – вспоминает Галина Васильевна. – Светлана Григорьевна мне за это даже выписала премию – десять рублей! Это было на территории первого микрорайона: сейчас там стоит торговый центр «Лазурит», а раньше была большая площадь, на которой мы перед праздниками устанавливали разные сказочные фигуры, пять ёлок и две горки.

— Лампочки мы тоже красили сами – «кузбасслаком»: по 500 штук! – добавляет Светлана Чихачёва. – Помню, приду домой – а у меня вся одежда в этом лаке! Подготовку катка лично контролировал первый секретарь горкома партии Владимир Чайковский, потому что это была главная городская новогодняя площадь.

— Заливали его каждый день: за водой ездили в котельную, наполняли там в бочки, привозили, разливали, потом приматывали к трактору одеяло и им разравнивали лёд, – рассказывает Галина Догадаева. – Желающих покататься на коньках было – тьма! Позже главная ёлка города переместилась к Дворцу культуры.

— Однажды мне пришло в голову оформить площадь ДК в «кремлёвском» стиле, – рассказывает Светлана Григорьевна. – Вручную соорудили стену с характерными зубьями, а посередине поставили ёлку со звездой на макушке – до того было красиво! А как это нравилось детям!

— За ёлками, кстати, мы тоже ездили в лес вместе с мужиками, – подхватывает рассказ коллеги Галина Васильевна. – Пилить ледяные кубы в район НПЗ – тоже. А потом ещё и сами устраивали концерты – силами работников участка. Кстати, мы всегда были в числе участников городских смотров художественной самодеятельности. Ставили сценки, пели, играли – чего только ни придумывали! Однажды решили показать балет: в танцовщиц нарядили… сантехников. Правда, они поставили условие: после выступления – по 100 граммов. Зато первое место тогда заняли!

Конечно, тогда, как и сейчас, в сфере ЖКХ были люди, которые любили опрокинуть рюмку-другую перед работой.

— Да, было такое, что лично ездила в вытрезвитель и «выкупала» своих сотрудников, – с улыбкой говорит Светлана Чихачёва. – А что делать: работать-то кому-то было нужно!

— С пьянством, конечно, постоянно боролись, потому что мужики были, что называется, с золотыми руками, – рассказывает Галина Васильевна. – Помню, девять этажей осталось без тепла, а сварщик – лыка не вяжет. Тащу его к трубе чуть ли не на себе, держу со спины – а он варит! Зато какие добрые и искренние тогда были люди! В основном приезжие, из деревень. Все держались за работу, потому что давали служебное жильё.

— Дни рождения и свадьбы отмечали вместе. Не пропускали ни одной демонстрации: например, на 7 ноября таскали огромные портреты всех членов Политбюро ЦК КПСС! – вспоминает Светлана Григорьевна. – А какая колонна у нас была на День Победы! И знаете, это на самом деле сильно сплачивало людей. Всё было дружно, весело и очень интересно. Возможно, потому и жители относились к нашей работе совсем по-другому – гораздо уважительнее, чем сейчас?..

Фото: «Город «А», Николай Евсюнин

Автор