Весна в этом году выдалась необычайно ранней и тёплой. А значит, и пожароопасный период наступил гораздо раньше, чем обычно. О других особенностях сезона нам рассказал Алексей Давыдочкин, начальник ачинского пожарно-спасательного гарнизона Главного управления МЧС России по Красноярскому краю.
— Нынешний пожароопасный сезон выдался не просто ранним, но ещё очень сухим и длительным, – говорит Алексей Валерьевич. – Большое количество сухостоя и ветер сыграли свою роль. Хотя новостью для нас это, конечно, не стало – были соответствующие прогнозы. Подготовка проходила как обычно: тренировка личного состава – её мы традиционно проводим в Малом Улуе, – и подготовка технических средств пожаротушения. В общей сложности с начала этого года зарегистрировано более 300 пожаров, из них примерно две трети – возгорание сухой растительности. Тем не менее, пик пережили, в дальнейшем – всё традиционно: летом – лесные пожары, в холодный период начнутся пожары, вызванные неисправностями электропроводки и печного отопления.
— Проблем с техникой нет?
— Техникой обеспечены полностью, в соответствии со штатным расписанием. Общая численность техники в отряде – порядка 80 единиц. Ачинский гарнизон уже отошёл от использования автоцистерн старого образца. Если раньше это были 130-е и 131-е «ЗиЛы», то сейчас используем специализированные аварийно-спасательные автомобили, тяжёлые автоцистерны – отечественные «Уралы» и итальянские IVECO. На них установлены более мощные насосы и шестикубовые цистерны.
— Какова роль вашего гарнизона в тушении складов на территории Каменки?
— Как только поступила информация о ЧП, наши машины отправились на территорию арсенала. Когда стал понятен масштаб произошедшего, я дал команду выводить силы обратно. Как показывает практика, если в течение первых десяти минут возгорание на подобного рода объектах ликвидировать не удалось, то бороться с огнём просто бессмысленно. Зачем подвергать риску технику, а главное – жизни людей? Только эвакуация населения и другие предупредительные мероприятия, чем мы и занимались. Взяли в полиции бронежилеты, организовали разведку, пятерых человек эвакуировали с места происшествия, направили оперативные автомобили и автобусы. На нас легла в том числе организация пунктов временного размещения, учёт прибывающих людей. Наши сотрудники разбирали сгоревшие дома, участвовали в операциях по обходу пострадавшей территории, помогали бороться с последствиями, принимали различные обращения.
— Насколько я понимаю, большая часть выездов – это бытовые пожары. Какова их основная причина?
— Причина одна: человеческий фактор. Это и детские шалости, и незатушенный окурок сигареты, и ненадлежащее содержание печного отопления, и недостаточное внимание электроприборам. Не секрет, что многие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, не платят за электричество, дрова и уголь не покупают. Когда их «отрезают» – подключают электропитание самовольно и используют обогревательные приборы, зачастую – самодельные. Отсюда – и риск.
— Какова на вашей памяти самая глупая причина пожара?
— На улице Льва Толстого мужчина возвращался домой после работы. Видимо, был нетрезв. Находился в промасленной спецовке – работал трактористом. В кармане – бутылка водки. В подъезде не было света, и он решил подсветить дверной замок спичками. В результате сгорел сам, сгорела входная дверь.
— Каких особенностей ждёте от нынешнего сезона?
— Последние две недели стоит дождливая погода, появилась растительность, поэтому пожарная нагрузка несколько снизилась. Но если не проводить профилактические мероприятия, угроза всё равно существует. И мы всегда готовы к любому развитию событий.
Отмечу, что в Ачинском районе функционируют шесть муниципальных постов со своими пожарными машинами – как правило, это техника, которая у нас высвобождается, и мы передаём её сельсоветам. Это сказывается на оперативности пожаротушения: пока прибывают наши машины (а расстояния бывают и до 80 километров), с пожаром борются на местах.
— Нередко слышал от глав сельских администраций жалобы: на них возложена серьёзная профилактическая работа – в частности, опашка территории, – однако техники и финансирования выделяется крайне мало, да ещё и штрафы за это дают.
— Да, наш гарнизон ведёт ещё и надзорную деятельность за исполнением требований и норм пожарной безопасности. Конечно, есть некоторые затруднительные моменты, связанные с законодательством и получением средств. Но мы стараемся в любом случае вырабатывать с главой территории совместные решения, чтобы и закон не нарушался, и население было максимально застраховано от огненной стихии.
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»