21.11.2024

Не РТУТЬ-то было: как ачинцу утилизировать градусники?

Тему данной заметки подсказала читательница: у неё есть несколько неисправных ртутных ламп освещения, а как их утилизировать, она не знает. Мы решили разобраться не только в этом вопросе, но также узнать, можно ли в Ачинске утилизировать старые   ртутные термометры, которые вышли из употребления, а ещё – батарейки. Спойлер: термометры – нельзя, батарейки – можно.

Напомним, с 2020 года Россия перестала производить ртутные термометры и вообще – любые приборы для измерения, а также аккумуляторы, содержащие ртуть. Произошло это не благодаря пандемии коронавируса, как считают многие, когда вырос спрос на все медицинские препараты и изделия, а потому, что наша страна в 2014 году примкнула к соблюдению Минаматской конвенции по ртути. Взамен тех же ртутных градусников сейчас предлагаются не менее точные электронные. Однако вопрос утилизации всё ещё находящихся в обращении у населения стеклянных термометров, а также ламп, имеет место. Со слов нашей читательницы, и градусники, и лампы люди в большинстве своём выбрасывают в общий мусор, и всё это впоследствии оказывается на полигоне ТБО.

— Что будет с экологией через 10-20 лет? Земля же отравлена, – сожалеет наша читательница. – Понятно, что последствия, скорее всего, не коснутся современников, но кто подумает о будущих поколениях? Впереди – экологическая катастрофа! По-хорошему, на полигон надо зайти с дозиметром. Но кому это нужно?

Почему же люди не могут отнести опасный предмет в пункт сбора? В поисках такового в Ачинске мы нашли несколько адресов, однако на том конце трубки либо отвечали, что пункт уже не работает, либо телефон вообще оказывался неверным.

Не найти пункт сбора – это полбеды. Но что делать человеку, который, допустим, разбил имеющийся у него градусник? Ртуть – крайне токсичный металл, и большинство людей вряд ли сходу сориентируется и сможет собрать его правильно. Забиваем в строку поиска в интернете: «Служба сбора ртути в Ачинске» – появляется ряд фирм, оказывающих услугу демеркуризации, но когда пробуешь дозвониться и пригласить мастера – номер оказывается нерабочим. В Ачинском территориальном отделе управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю нам также не подсказали, что можно делать в такой ситуации, кроме как надеяться на себя.

Прокомментировать ситуацию мы попросили сотрудницу ИП Писанец В. А. – Валентину Владимировну Писанец, чья фирма ранее занималась как раз и приёмом ртутных термометров, и их утилизацией, и сбором батареек.

— Мы много лет занимались сбором и транспортировкой ртутных градусников, ламп, батареек в Красноярск – наша лицензия предусматривала работу более чем с 300 видами опасных отходов. Работа была налажена. Но уже около двух лет наше предприятие не занимается этим направлением. Теперь это – сфера деятельности Федерального экологического оператора, – говорит Валентина Владимировна. – Чтобы ачинцу сдать разбившийся градусник или отработавшую лампу, нужно проделать большой путь: зарегистрироваться на сайте компании, оплатить пошлину, затем вам назначат дату и время, а потом обеспечат доставку груза в пункт сбора… По крайней мере таков алгоритм работ. Но как происходит на практике, утверждать не могу. Наша организация на данный момент занимается сбором и транспортировкой светодиодных ламп: отвозим их на захоронение в Красноярск. Считаю, что в каждом городе должна быть своя компания по сбору и утилизации либо транспортировке отходов I и II классов опасности.

Заходим на сайт Федерального экологического оператора ФГИС ОПВК – ресурс, как указано на их странице, предназначен для работы с переработчиками, транспортировщиками и отходообразователями. Тут же видим, что с компанией сотрудничает 73 из 89 регионов страны. Выбираем класс отходов, который хотим сдать, – ртутный термометр: к сожалению, в Ачинске пунктов приёма, подведомственных оператору, нет. С батарейками чуть лучше: по адресу микрорайон 1, дом 41 «А», к. 1 можно сдать батарейки.

Все помнят, как совсем недавно на входе в гипермаркете «Лента» стояла большая тара для сбора батареек? Оказалось, той канистры в магазине нет уже более полутора лет. «Это был большой экологический проект, и теперь он закрылся», – пояснили нам в справочной службе «Ленты».

Выходит, чтобы экологично утилизировать потенциально опасный продукт – например, ртутный термометр – человеку нужно проделать немалый путь. Какой процент людей будет этим заниматься?..

Фото из открытых источников

Автор