11.09.2024

Одноклассница: вековому юбилею Виктора Астафьева посвящается…

Всегда было принято считать, что великий сибирский писатель родился 1 мая 1924 года. Да и сам Виктор Петрович всегда принимал поздравления именно в этот день. Однако несколько дней назад губернатор Красноярского края Михаил Котюков озвучил, можно сказать, историческую сенсацию: в краевом архиве были обнаружены метрики, которые свидетельствуют о том, что Астафьев родился 22 марта! При этом глава региона обратил внимание на удивительное совпадение: указ президента России о праздновании 100-летия Виктора Астафьева подписан в прошлом году именно 22 марта.

А мы сегодня публикуем письмо-рассказ нашего читателя: о том, как его знакомому однажды удалось встретиться с Виктором Петровичем.

«Однажды осенью 1960 года Андрей очень удивился, когда отчим, вернувшись с работы с получкой, принёс две книги: «Спартак» Джованьоли и брошюру «Царь-рыба» Астафьева. Раньше он приносил из магазинов фуганки, рубанки, долота, стамески, клей для дерева, ножовки – фронтовик-миномётчик, воевавший на Кавказе под командованием будущего министра обороны СССР Андрея Гречко, дома всегда был неразговорчив, занимаясь изготовлением столов и комодов.

Положив книги, он предложил Андрею сходить с ним в клуб – посмотреть фильм по повести Пушкина «Капитанская дочка»: такого за ним ранее тоже не замечалось.

Выйдя после сеанса, Андрей заметил, что отчима кино растрогало до слёз: даже мина, найденная им весной на участке по посадку картофеля, которая могла взорваться вот плугом при вспашке, его волновала не так, как гений Пушкина, описавший в то слишком цензурное время облик Емельяна Пугачёва, и артиста кино, его сыгравшего…

Андрей читал «Спартака», думая, что, закончив его, возьмётся за читаемую отчимом «Царь-рыбу».

Однако тот рассказал своим товарищам из бригады, что у него есть необыкновенное произведение сибирского писателя, восходящего гения из Овсянки. Один из членов коллектива попросил её почитать, да так и не вернул.

Андрей не стал допытываться, где книга – он почему-то решил, что это сам Виктор Петрович не захотел, чтобы он читал его «Царь-рыбу». Почему парню так решилось – он и сам не мог взять в толк: как будто ему кто-то нашептал, что прежде чем дать прочитать книгу, Астафьев хочет с ним увидеться…

В начале четвёртой четверти, 1 апреля, перед началом занятий, в класс зашла взволнованная учительница и – вот Божье провидение! – сообщила, что у них новенькая ученица: Ира Астафьева. Фамилия – распространённая, поэтому Андрей сначала даже не придал особого значения этой информации.

Учительница тем временем повторяла: «Ой, у нас будет учиться сама Ирина Викторовна! А ну-ка, с кем она сядет?». Она открыла дверь, новая ученица прошлась по рядам и подошла к парте Андрея, сказав: «Вот с этим мальчиком я буду сидеть».

Андрей, поднявшись, освободил ей проход к стенке и поинтересовался, из какой школы она к ним прибыла и где сейчас живёт. Девушка пояснила: перешла сюда из Овсянской школы, а живут они с папой в гостинице – он сейчас находится в творческой командировке.

Тут Андрей понял, что рядом с ним сидит дочь Астафьева. Сам Виктор Петрович в это время находился за дверями, в коридоре школы. После звонка Андрей с ним встретился – писатель был одет в дорогое кожаное пальто, красиво пошитое – и даже поговорил с ним. Простоял всю перемену и второй урок: он узнал, что из-за недостатка в Овсянке нового материала приходится бывать в разных длинных и дальних командировках. Запомнился рассказ Астафьева, как он с родственником плавал на лодке в Красноярск на базар. Попробовали малосольных огурчиков, спросили цену, родственник крикнул продавцу: «Обдираловкой занимаешься?!». Виктор Петрович заметил, что малосольные огурчики были отменные.

Когда Андрей рассказал Виктору Петровичу, что ему так и не пришлось прочитать его «Царь-рыбу», Астафьев ответил: «В вашем с Ириной возрасте такие произведения читать не рекомендую». А в конце разговора он пригласил парня в гости.

Андрей пообещал, но когда – не уточнил. 11 апреля Ирина напомнила однокласснику об обещании, но на тот момент ещё никто не знал, что день грядущий готовит: 12 апреля все радиостанции Советского Союза объявили о первом полёте человека в космос. В связи с этим Виктор Астафьев рано утром вместе с дочерью улетел в Москву на встречу творческой интеллигенции с Юрием Гагариным.  

Андрей возвращался из гостиницы, где жили Астафьевы, и, стоя под распускающими листья тополями, размышлял: почему же его стеснительность не дала пообщаться с Виктором Петровичем второй раз? И пообещал себе, что обязательно с ним повидается. На 51-ю годовщину Октября он поехал в Красноярск, а заодно решил побывать в Овсянке. Но на вокзале разговорился с одним человеком, который, как выяснилось, всего 20 минут как приехал из Овсянки. Он начал уверять, что писатель там уже не живёт. Андрей почему-то поверил ему и не съездил.

А через 33 года узнал о смерти великого сибирского писателя-воина, с которым он познакомился в канун старта корабля «Восток» с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту…

Ваш читатель Анатолий Дубровин«

Автор