22.11.2024

Даниил Наумченко: «Мы помогаем осужденным решать их вопросы»

В ачинской уголовно-исполнительной инспекции реализуют новый федеральный закон, призванный облегчить социальную адаптацию лиц, отбывающих наказание без лишения свободы

С 1 января этого года в силу вступил Федеральный закон № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» от 6 февраля 2023 г. Если кратко, то он должен способствовать интеграции человека, оступившегося в жизни, в общество. Мы посетили Ачинский межмуниципальный филиал ФКУ УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю, где нам рассказали, как новшества внедряются в Ачинске. И если ранее «социальная» часть работы была равномерно распределена между всеми сотрудниками филиала, то сейчас в штате инспекции появился инспектор, который будет заниматься только реализацией данного новшества. Гость «Города «А» – старший инспектор группы пробации Даниил Наумченко.

— Даниил Владимирович, на что направлен новый закон? И что это вообще такое – пробация? Какие категории граждан под неё попадают?

— Пробация – это меры поддержки в отношении всех категорий осуждённых, направленные на их адаптацию в обществе, восстановление социальных связей, профилактику последующих правонарушений. Также сюда входит защита их прав и законных интересов. Сразу отмечу, что пробация доступна осуждённым всех ступеней реализации наказаний: находящимся в местах лишения свободы либо на принудительных работах. Уголовно-исполнительная инспекция занимается исполнительной и постпенитенциарной пробацией – не связанными с изоляцией от общества.

— Как именно помогаете таким людям адаптироваться в социуме?

— После того как человек написал заявление, а пробация работает только на добровольной основе, то есть человек должен подать заявление с просьбой оказать ему помощь, – составляется индивидуальная программа реабилитации. Далее с осуждённым занимаюсь индивидуально: выясняю, в каких вопросах реабилитации он испытывает сложности. То есть с каждым осуждённым проводится индивидуальная работа. Это большой плюс для людей, ведь в таких условиях вернуться к нормальной жизни намного проще. Было бы желание.

Мы тесно работаем с Центром занятости населения, Центром социальной реабилитации, управлением социальной защиты населения, МЦ «Сибирь» и другими общественными организациями. Совместно с этими учреждениями и непосредственно с заявителем в программу реабилитации осуждённого вносится перечень мероприятий, которые помогут его лучшей адаптации, создадут новую систему установок и поспособствуют профилактике правонарушений в дальнейшем.

Содействуем и в так называемых «бумажных» вопросах – например, если человеку требуется получить паспорт, зарегистрироваться на Госуслугах, трудоустроиться, получить образование… И если раньше мы могли выдать направление в Центр занятости, и человек самостоятельно проходил собеседования и так далее, то сейчас, грубо говоря, если нужно – я лично сопровожу его туда.

— В числе целей пробации вы упомянули в том числе восстановление социальных связей. Каким образом это предполагается достичь?

— Ну, допустим, осуждённый плохо общается с родителями, и сделать первый шаг на сближение ему сложно. В этом случае инспектор проводит проверки по месту жительства и беседует с данной категорией лиц. Есть и психологическая помощь, она оказывается в Центре социальной адаптации по выданному мной направлению.

— Сколько человек в Ачинске сейчас проходят такую пробацию?

— Заявлений подано 16, из них по шести на данный момент приняты положительные решения о целесообразности пробации, остальные заявки – в стадии рассмотрения.

Список организаций, с которыми будут заключены договоры, пока в стадии утверждения, в будущем за нашими людьми на этих предприятиях будут закреплены рабочие места. Активно сотрудничаем с «Работой России» – в кабинете инспектора имеется прямой выход ко всем сервисам, поэтому совместно с человеком можем подать заявление, отправить резюме.

— Даниил Владимирович, на какой период рассчитана программа?

— До окончания срока условного осуждения.

Автор