05.03.2024

«Не спешите ругать детей»: письмо учительницы из Ачинска

Истории-воспоминания бывшего педагога о своей работе

Недавно в газете вышла публикация, в которой педагог честно рассказала о своей профессии, взаимоотношениях в коллективе и с учениками. А после в газету пришло письмо от нашей постоянной читательницы – Тамары Герус, которая решила поделиться своими воспоминаниями о работе учителем и воспитателям, профессиях, которым женщина посвятила почти полвека. Предоставляем ей слово.

«Ушинский как-то сказал: «Хочешь воспитать человека – ты должен знать его во всех отношениях. Человек – явление общественное, и каждому из нас приходится жить в обществе: садик, школа, семья, работа. Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как общение». И здесь немаловажную роль играет педагог или воспитатель. Была по предмету «Государство и право» тема, в которой говорилось: «Бог, отправляя ребёнка на Землю, закладывает в него «программу»: кому лечить, кому – творить, кому – учить».

Я сначала не хотела быть учителем, и долгое время искала своё предназначение. Но по воле Бога оказалась именно в педагогике. Была у меня ученица Лена – хорошистка, мечтала о профессии доктора. Но не прошла по баллам в мединститут: мечту не предала и устроилась в клинику. А проработав год, поняла, что не хочет связывать свою жизнь с медициной. Хорошо, что потеряла только год. Потом Лена уехала в Ленинград и поступила в совершенно другой вуз.

В молодости я считала, что педагог-мужчина – это как-то неправильно. Но позже моё мнение изменилось: я увидела, как мужчина может относиться к детям, оценила мужскую логику. Видела и то, как к нему тянутся ученики, как он терпеливо слушает всё, что они ему говорят. Когда этот педагог захотел аттестоваться, я написала ему хорошую характеристику, сделав для себя определённые выводы. Ведь мужчина очень нужен школе, так как многие дети воспитываются в неполных семьях. А педагог-мужчина – он же и старший наставник, и хороший пример для подражания.

Мне, отработавшей в школе 46 лет, часто тоже приходилось трудиться бок о бок с мужчинами, в том числе и с директорами. С мужчиной-руководителем легче, потому что у него нет близких или нелюбимых учителей, он всегда избегает склоки, ценит педагогов в первую очередь за их профессионализм. До сих пор с теплотой вспоминаю директоров Иркутского дома-интерната № 21 Ивана Фёдоровича Цыганкова и Алексея Павловича Чекунова…

Однако и среди директоров-женщин мне встречалось немало прекрасных руководителей, умудрённых жизненным опытом и сумевших сплотить вокруг себя отличные коллективы педагогов и воспитателей. Хочется особо отметить Галину Евдокимовну Ахметову, Оксану Павловну Александрову, Антонину Ивановну Романенко, Нину Дмитриевну, Татьяну Николаевну Савичеву и Ирину Юрьевну из 14-й школы: высокий интеллектуальный уровень этих женщин вызывал желание трудиться ещё лучше, что, разумеется, положительно отражалось на атмосфере в коллективе. Какими же вежливыми и доброжелательными были Татьяна Николаевна и Ирина Юрьевна! Провести с ними совместный урок было большим наслаждением…   

Помните фильм «Доживём до понедельника»? В начале учебного года учитель должен организовать сплочённый, работоспособный класс. Хотя, как и в любом классе, в твоём будут и проблемные дети. Здорово, когда педагог умеет петь, танцевать или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте – это большое подспорье в работе. Была у нас в интернате девочка Наташа – ребёнок из неблагополучной семьи. Учиться не любила, общаться ни с кем не хотела. Села на свою кровать, уцепилась за спинку и сидит, насупившись. Мы с ней и так и сяк, но на контакт она не выходит. Вечером укладываю всех детей спать и говорю: «Сейчас я вам спою, а вы вполголоса подпевайте». Смотрю, а Наташа уже сложила ручонки, расслабилась и ей хочется подпевать – только гордость пока не позволяет. На следующий день прихожу на работу, а мне коллеги рассказывают, что девочка всю ночь пела на подоконнике песни, пока не утомилась и не заснула. Недаром Бетховен как-то сказал: «Если бы люди научились понимать музыку, в мире воцарилась бы полная гармония».

Не спешите ругать детей, например, из-за того, что они что-то не успевают. Лучше похвалите за то, что у них получается. Тогда ребёнок начнёт стараться и наверстает упущенное. Никогда не делайте со своими детьми уроки вместе: этим вы лишаете ребёнка самостоятельности. А самое главное в воспитании – никогда не относитесь к ребёнку пренебрежительно. Вот пример из моей работы. Обращаются ко мне родители одной из учениц: «Вы только скажите, что дочь ведёт себя плохо – мы ей ведро на голову наденем». Став взрослой, эта девочка приходила ко мне в гости и признавалась, что имеет обиду на мать, а на меня – нет, потому что я к ней всегда хорошо относилась.

За всю мою трудовую деятельность был только один неприятный случай, когда мальчик Дима послал меня куда подальше. Я тогда очень сильно на него разозлилась, догнала в коридоре, схватила… И в эту же секунду меня «разбил» радикулит. Это был знак, что трогать чужих детей нельзя. Позже мы поговорили с Димой, и я ему объяснила, что так делать недопустимо. Мальчик был очень проблемным: его растила бабушка, отец умер, мать сидела в тюрьме. Что с него было взять?..

Так как я умела находить общий язык с разными детьми, моя коллега как-то попросила меня взять шефство над её сложным классом. Взяла. Уже под конец четверти мы познакомились с ребятами ближе. Я провела родительское собрание, на котором похвалила детей: позже класс стал дружным и сплочённым.

Если вы учитель – любите свою профессию и своих учеников!

С уважением, Тамара Герус»

Фото: stylishbag.ru

Автор