Тамара Ивановна Кузнецова недавно вышла на заслуженный отдых. Но глядя на эту прекрасно выглядящую и активную женщину, никогда и не подумаешь, что она – уже пенсионерка. Более того, сразу представляется: именно такими ясными глазами, с таким же девчачьим восторгом тогда, почти 27 лет назад, она и смотрела, когда впервые переступила порог Ачинского НПЗ.
В Ачинске она оказалась в возрасте пяти лет, когда родители переехали сюда из Бирилюсского района. Мама устроилась на молокозавод, отец работал водителем.
Первое рабочее место – на железной дороге. А в ноябре 1993 года Тамара Кузнецова впервые пришла на Ачинский НПЗ. На тот момент на заводе уже работали многие родственники – мама, брат, сестра и её муж, племянники.
— Меня приняли на очистные сооружения машинистом третьего разряда. Постепенно повышала квалификацию, проходила курсы и семинары, выучилась на оператора товарного. У нас были очень хорошие наставники. До сих пор с большой благодарностью вспоминаю Нину Владимировну Селезнёву – она и сама всё знала, и с других строго спрашивала. Постоянно устраивала для нас «экзамены», требовала, чтобы мы ходили по подведомственной территории, всё изучали досконально. Это был наставник от Бога! Именно её отношение к работе стало для меня примером, когда я и сама «доросла» до наставника.
Очистные сооружения – это цех, который отвечает за очистку промышленных сточных вод. Процесс этот – многоступенчатый. И на каждом этапе необходим жёсткий контроль. Один из важных – биологическая очистка, где вода после механической и физико-химической очистки проходит очистку с помощью органических помощников (на заводе их называют илом) – бактерий, поедающих нефтесодержащие частицы. После этого вода проходит ещё стадию фильтрования, ультрафиолетовое обеззараживание, затем вновь направляется на различные, в первую очередь – технические, нужды предприятия. Поскольку цикл водоснабжения на АНПЗ замкнутый, от качества очистки зависит, какая вода войдёт в новый производственный цикл.
— Весь завод как часовой механизм: должен работать слаженно. Поэтому для персонала важно строго соблюдать должностные инструкции. Во всех аспектах – от правильного и полного комплекта спецодежды до жёсткого контроля за режимом работы оборудования, – говорит Тамара Ивановна.
Кроме того, показатели качества очистки воды должны подтвердиться и результатами аналитического контроля, который заводская лаборатория охраны природы проводит трижды в сутки. Но многое, благодаря опыту, работники цеха очистных сооружений могут определить сами.
— Глаз-то намётан! – улыбается собеседница. – Даже по внешнему виду ила мы можем сказать, насколько успешно микроорганизмы справляются со своими задачами. Чтобы были активными, мы их подкармливаем, поддерживаем необходимую температуру… Да что там говорить – к илу мы относимся как к живому организму, ведь у него, как у любого человека, есть даже свой возраст…
За добросовестную многолетнюю работу накануне профессионального праздника Тамара Кузнецова была отмечена Благодарностью Министерства энергетики РФ. Как говорит женщина, сейчас руководство уделяет большое внимание поощрению работников, и это очень приятно.
— Когда ушла на пенсию, месяца два даже плакала, если честно, – говорит собеседница. – Было жаль расставаться с хорошим коллективом и с работой, к которой прикипела всей душой. Но коллектив обновляется, подрастает талантливая и целеустремлённая молодёжь. Видно, приходят, вникают – и буквально загораются новым для себя делом. Да и сама сейчас понимаю: к работе на НПЗ я не просто привыкла – я её любила.
Сейчас свободное время Тамара Ивановна посвящает внукам. Младший сын нынче поступил в СФУ – тоже волнуется, чтобы всё прошло гладко. Но всё равно скучает по заводу. Нет-нет, да и позвонит бывшим коллегам, чтобы узнать, как у них дела. Ну и как поживают микроорганизмы в иле – тоже обязательно спросит.
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»