В юриспруденции есть такое понятие: «по вновь открывшимся обстоятельствам». Оно обозначает появление в деле новых фактов, которые могут кардинально поменять его суть, а иногда даже перевернуть всё с ног на голову. Нечто подобное произошло и на заседании общественного Экологического совета Ачинска.
С НЕБА ЧТО-ТО ТАМ УПАЛО
Напомним, в прошлом году в нашем городе был создан Организационный комитет по снижению выбросов в атмосферный воздух (не путать с общественным Экологическим советом!). Задачу новой структуре поставил министр экологии и рационального природопользования Красноярского края Павел Борзых: чтобы Ачинск попал в федеральную программу «Чистый воздух» и, соответственно, получил финансирование, нужно разработать конкретный перечень мероприятий по улучшению экологической обстановки.
«Комитетчики» оперативно выполнили задачу и сформулировали план почти на четыре миллиарда рублей: он в основном предусматривал реконструкцию угольных котельных и покупку новой техники для уборки дорог. Однако тут необходимо отметить, что большая часть названной суммы – это деньги РУСАЛа как одного из самых активных участников федерального проекта «Чистый воздух». И эти деньги компания планирует направить на экологическую модернизацию Ачинского глинозёмного комбината: хоть с программой «Чистый воздух», хоть без неё.
Как бы там ни было, документ направили в министерство и стали дожидаться финансирования.
Однако тут и возникли те самые «вновь открывшиеся обстоятельства». Как выяснилось, практически одновременно минэкологии края заказало в петербургском научно-исследовательском институте исследование атмосферы нескольких городов региона, в том числе Ачинска.
Из ожидаемого: основные загрязняющие вещества в атмосфере нашего города – те же самые: диоксид азота, оксид азота, бензапирен.
Из неожиданного: были выявлены новые загрязнители. Например, сульфат кобальта, которого, между прочим, оказалось немало: почти полтысячи тонны в год. Предположительно, его источником является локомотивное депо станции Ачинск-2.
— То есть это может оказаться железная дорога, – прокомментировал эту информацию председатель Экологического совета Эдуард Мишхожев. – Тут, мне кажется, и кроется разгадка происхождения того запаха, который регулярно ощущают жители города, в первую очередь – ЮВР и Стройки.
Ещё одно новое вещество, найденное в воздухе – диметиламин. Эксперты считают, что его источником является ЗАО «Назаровское»: жители посёлка Нефтяников и Привокзального тоже давно жалуются на специфический неприятный запах.
Ну и самое главное: общий объём выбросов. Выяснилось, что в воздух Ачинска ежегодно попадает более 75 тысяч тонн самых разных загрязняющих веществ. Из них 74 тысячи приходится на промышленные объекты, 329 тонн – на автотранспорт, 1132 тонны – на автономные источники теплоснабжения (котельные).
Исходя из этого расклада в министерстве стало понятно, что вложение денег в реконструкцию котельных и покупку дорожно-уборочной техники не приведёт к значительному улучшению экологической ситуации. В качестве одного из быстрых и наиболее эффективных шагов по улучшению качества воздуха специалисты предложили квотирование выбросов промышленных предприятий. Правда, как этот механизм может быть применён в Ачинске – пока не известно.
ВАЛИТЬ ВСЁ НА КОМБИНАТ БОЛЬШЕ НЕ ПОЛУЧИТСЯ
И ещё из разряда «вновь открывшиеся обстоятельства». Испокон веков было принято считать, что основной загрязнитель воздуха в Ачинске – это АГК, и это даже никем особо не оспаривалось. В прошлом году на официальном уровне (кажется, это опять было министерство экологии) озвучивался показатель – 80%! Теперь же, когда эксперты буквально по полочкам разложили вклад каждого промышленного предприятия в суммарное количество выбросов (напомним, это 74 тысячи тонн), выяснилось удивительное: доля комбината не достигает и 45%.
Может, это потому, что на комбинате, не дожидаясь никаких программ, планомерно выполняют собственные проекты? Например, о природоохранных мероприятиях, выполненных за последнее время, членам Экологического совета рассказал директор по экологии АО «РУСАЛ Ачинск» Алексей Немеров. В начале своего выступления он иронично заметил:
— Наш комбинат всегда считался уникальным предприятием – по сырьевой базе, по технологии… А за последние годы мы стали уникальными ещё и благодаря рекорду по количеству проверок.
Тем не менее, Алексей Михайлович подчеркнул, что деятельность комбината всегда открыта для общественности, а регулярные проверки только подстёгивают руководство к улучшению своей деятельности.
Поскольку АГК по-прежнему остаётся в Ачинске единственным предприятием, которое публично отчитывается о реализации своих экологических программ, остановимся на докладе Немерова подробно.
— ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ШЛАМОВЫХ КАРТ
В прошлом году началась консервация и рекультивация шламовой карты № 2: вслед за картой № 1 она полностью выведена из эксплуатации. Теперь отходы производства АГК складирует на карте № 3, которая была построена за 7 млрд рублей и введена в эксплуатацию в 2017 году.
Также было завершено строительство системы перехвата фильтрационных вод шламохранилища – так называемого обводного канала. Это позволило избежать негативных воздействий на территории, прилегающие к шламохранилищу, и начать масштабные работы по восстановлению нарушенных участков. В 2021 году АГК полностью завершила рекультивацию земельного участка общей площадью 30,2 га.
В 2022 году продолжится рекультивация откосов шламовой карты № 1 – жители города уже увидели озеленение. После рекультивацию ждут и откосы карты № 2.
— ВОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Перевод комбината на замкнутый водооборот позволил ликвидировать выпуск промышленных сточных вод в реку Чулым. Забор свежей воды из реки сократился вдвое. За предыдущие годы была модернизирована схема охлаждения ТЭЦ с возведением новой вентиляторной градирни, построены новые очистные сооружения. В прошлом году в Чулым впервые были выпущены мальки осётров.
— ВОЗДУХООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
По словам Алексея Немерова, на АГК уделяется большое внимание охране атмосферного воздуха. В частности, построена новая, дополнительная после электростатических фильтров, ступень очистки газов – так называемая «мокрая» газоочистка. Подтверждённая эффективность работы модернизированного газоочистного оборудования комбината составляет более 90%. Постоянно выполняется масштабная программа капитальных ремонтов электрофильтров.
***
Это заседание Экологического совета впервые за последние два года прошло в очном формате. Надеемся, что теперь, когда не мешает даже пресловутый коронавирус, с подобными (и подробными!) отчётами выступят представители и других предприятий города. Надеемся, им тоже есть о чём рассказать.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены