Главный врач Ачинской стоматологической поликлиники считает, что хорошие времена для отрасли – ещё впереди
9 февраля свой профессиональный праздник отметили российские стоматологи. Они, в отличие от онкологов, хирургов и других докторов, хоть и не спасают жизни пациентов, но делают её намного качественнее. Возможно, поэтому мы так редко слышим новости о приобретении нового оборудования в государственные стоматологические поликлиники, о проведённом ремонте – стоматологию как будто отодвигают на второй план… Наш разговор с главным врачом Ачинской стоматологической поликлиникой Галиной Кузнецовой получился не совсем праздничным, но очень важным для понимания, что сегодня происходит в отрасли.
— Проблема последнего времени, как и в любом медицинском учреждении, – это ковид-19, – считает Галина Ивановна. – В настоящее время у нас на приёме нет ни одного детского врача: все на больничном. Остались лишь заведующая отделением и я, поэтому принимаем только с острой болью и повторных. За время пандемии у нас переболела треть всего коллектива. Мы ведь тоже, по сути, находимся, в «красной зоне»: никто у наших пациентов тесты перед приёмом не берёт…
— А если не брать во внимание «корону», то как обстоят дела с кадрами? Есть ли молодые специалисты?
— Укомплектованность составляет 75 процентов. Но! Добрать специалистов я не могу, потому что на такое количество врачей нет ни кабинетов, ни оборудования. Коллектив у нас слаженный, но работают в основном те, кто пришёл в стоматологию примерно в одно со мной время – то есть все наши врачи с большим стажем. Молодые кадры неохотно идут в госучреждения, и речь не только про стоматологию, а про всю медицину. Не представляю, кто будет лечить, когда наше поколение уйдёт на заслуженный отдых.
— В Ачинске множество частных стоматологических клиник, и их число продолжает расти. Как вы к этому относитесь?
— Нормально, потому что на нашу стоматологию это никак не влияет: пациентов меньше не становится. Каждый человек сам решает, где ему лечить кариес. Бывает, из платной клиники к нам приходят со словами: «Больше туда ни ногой!». А случается и наоборот. Это хорошо, когда у человека есть выбор.
— Государственные стоматологии могут конкурировать с частными кабинетами?
— Если бы мы не были конкурентоспособными, давно уже остались бы без работы. В Ачинске большая проблема с детскими стоматологами: если ориентироваться на численность населения, их должно быть 45, а у нас – семь на весь город. Но, повторю, нам просто физически некуда их разместить.
— Раньше советскую стоматологию называли «карательной», и до сих пор у большинства взрослых людей осталась боязнь зубного врача. Согласны с таким утверждением?
— Отчасти да. Но нужно понимать, что стоматология, как и все отрасли, стремительно развивается. И сравнивать то, как лечили зубы 50 лет назад и как лечат сейчас, не совсем корректно. Анестезия, к примеру, раньше не практиковалась, а сегодня стоматологи используют её очень часто. Конечно, важно, какие эмоции остались у пациента при первом посещении врача-стоматолога – именно от этого зависит, как он будет относиться к лечению зубов в дальнейшем.
— Но наверняка у врача государственной поликлиники на успокаивание пациентов нет ни времени, ни желания?
— На каждого пациента отводится 30 минут, и, разумеется, по часу упрашивать взрослого человека открыть рот никто не будет. Но и, конечно, не выгонят из кабинета.
— Почему за столько лет не удаётся решить проблему с очередями? Люди приходят к вам чуть ли не в пять утра…
— Сейчас такой проблемы у нас нет: талоны лежат до обеда. Конечно, если прийти, допустим часов в 10-11, то талон уже будет на послеобеденное время, но всё-таки человек попадёт на приём в этот же день. Такая тенденция сохраняется с конца прошлого года. С детским приёмом, не скрою, есть проблемы, их причины я озвучила ранее. Можно и по предварительной записи прийти. Правда, иногда пациенты жалуются, что система «тормозит» и не оформляет заявку. Но в этом случае от нас уже ничего не зависит.
— Сколько в среднем получает врач-стоматолог в государственной поликлинике?
— Зависит от многих факторов. Начальная ставка – 8 000 рублей. К ней в довесок – надбавка за стаж, категорию, стимулирующие выплаты. В итоге в среднем на одну ставку выходит примерно 30 тысяч рублей: это за приём девяти пациентов в день.
— Согласны с утверждением, что стоматология в медицинской отрасли – на правах падчерицы, и финансируется по такому же принципу – остаточному?
— Так и есть. Приведу пример. Несколько лет назад действовала федеральная программа, призванная улучшить дела в детской медицине. Мы пытались добиться хотя бы новых установок в детские кабинеты – всё бесполезно. Ремонтируют детские поликлиники, практически всё оборудование там новое. А в стоматологии ремонт не проводился тысячу лет, износ оборудования – почти сто процентов! Хотя стоматология – очень затратное направление. Это педиатр может послушать ребёнка и выписать рецепт, а мне как оказать услугу, если не будет работать установка? Пришёл пациент с полостью в зубе – я же не могу отправить его домой, посоветовав выпить валерьянки!
— Ачинцы стали лучше ухаживать за зубами?
— Нельзя сказать однозначно. Бывает, придёт бабушка 80 лет, и у неё все зубы целые. А случается, что на приём приводят 10-летнего ребёнка, а во рту – просто караул. Так что всё индивидуально. Но вот какую тенденцию отметила: всё чаще поход к зубному начали откладывать на потом. И это «потом» тянется до последнего.
— О чём вы мечтаете как руководитель?
— О новом помещении, которое бы соответствовало современным стандартам. Вот поликлиника в Привокзальном районе изначально, ещё при строительстве дома, там предполагалась. А сюда, в жилой дом на Мира, нас пристроили вынужденно. По стандартам потолки должны быть высотой почти три метра, а здесь – 2,5. Хотелось бы, конечно, и современного оборудования. В стоматологическом кабинете на улице Кравченко две установки дышат на ладан: неотложную помощь ещё оказываем, а приём уже не ведём.
— Приобрести на заработанные от платных услуг деньги не получается?
— Нужной суммы, к сожалению, накопить не удаётся.
— А сколько сегодня стоит лечение зубов в государственной поликлинике? Стоимость выше или ниже, чем в частных клиниках?
— Не могу сказать конкретно по каждой услуге, ведь даже у частников стоимость разная. Но цены мы не завышаем, иначе пациенты к нам перестанут ходить.
— Чем отличается платное лечение кариеса по полису ОМС и аналогичная услуга за деньги в вашем учреждении?
— За деньги мы ставим световые пломбы импортного производства, а по полису ОМС – отечественного.
— Как думаете, когда в России для стоматологической отрасли наступят хорошие времена?
— Дату не назову, но верю, что рано или поздно это обязательно произойдёт. Не может не произойти! Ведь здоровые зубы – это очень важно. Не зря же человека не берут ни на одну операцию, пока он не сделает полную санацию полости рта. Невылеченные зубы – мина замедленного действия…
Тоже стоит почитать
Первый парень на деревне
Виктория Корзинова: «Никаких ярмарок шуб и шапок во Дворце культуры не будет»
Павел Сурнаков: «На «зебрах» не хватает освещения»