Непрекращающийся рост цен на товары и услуги уже давно не удивляет ачинцев. Однако новость о возможном подорожании проезда в автобусах всё-таки вызвала бурный резонанс. По мнению пассажиров, качество услуг в сфере пассажирских перевозок не соответствуют даже действующим ценам, не говоря уже о повышении. Выясняем: рост стоимости билетов – это желание бизнеса набить потуже карманы или возможность улучшить сервис?
А МЫ ЧЕМ ХУЖЕ?
На днях в Красноярске утвердили новые тарифы на проезд в общественном транспорте. Стоимость билета на автобус в краевой столице поднялась с 26 до 32 рублей, на электротранспорте – с 22 до 28. Ранее с 24 до 30 рублей повысили тариф в Богучанском, Кежемском, Мотыгинском, Северо-Енисейском, Туруханском районах, а также в Лесосибирске и Енисейске.
Заявление на увеличение стоимости проезда в общественном транспорте в Министерство тарифной политики подали и ачинские перевозчики – ООО «Град», МУП «АГЭТ» (трампарк), ИП Сидорова и ООО «Тайфун». Как сообщил «А» представитель министерства Роман Дубровский, заявители просят увеличить стоимость билета до 31-36 рублей. Напомним, сейчас услуги общественного транспорта в Ачинске обходятся в 22 рубля за поездку в автобусе и 19 – в трамвае.
— Эксперты министерства детально проанализируют необходимость повышения платы за перевозку пассажиров. На основе представленных перевозчиками документов будет принято окончательное решение о повышении или неповышении стоимости проезда, – объяснил Дубровский.
По словам Романа Анатольевича, произойдёт это ближе к апрелю.
Отметим, что в предыдущий раз перевозчики корректировали цены на свои услуги два года назад: в начале 2020-го проезд в автобусе подрос на три рубля, в трамвае – на два. А до 2020-го тарифы вообще держались на одном уровне почти три года.
«СПРАВЕДЛИВО И БЕЗ ПРИКОЛОВ?»
Сейчас перевозку пассажиров в Ачинске осуществляет пять предприятий – МУП «АГЭТ», ООО «Тайфун», ООО «Град», ИП Фадеев и ИП Сидорова. Ежедневно по городу курсирует 35 автобусов. В отделе экономического развития и планирования администрации Ачинска говорят: количество общественного транспорта соответствует реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Неоднократно в прошлом году «А» писала о некачественном предоставлении услуг перевозчиками. Люди жаловались на грязь в автобусах, хамство кондукторов, лихачество на дорогах и отставании от графика. Корреспонденты проверяли слова читателей: возмущения пассажиров находили своё подтверждение. Чаще всего люди оставались недовольны проездом по маршруту № 8.
Нарушения отмечал и заказчик. Специалисты мэрии сообщали «А», что только за восемь месяцев 2021 года в администрацию поступило 287 жалоб от жителей города. Пять из них – на качество предоставляемых услуг (пыль в салоне, не остановился на остановке, быстро ехал), 28 – на отсутствие рейсов.
Мэрия реагировала на эти обращения, направляя запросы с требованием пояснить причины ненадлежащего исполнения обязательств и принять меры к исполнению. Чтобы контролировать нерадивых подрядчиков, заказчик даже установил уличное видеонаблюдение на остановочных пунктах «Городская больница» и «Южная промзона».
Однако, судя по многочисленным комментариям в социальных сетях, меры не возымели своего действия на перевозчиков. Пассажиры, узнав из соцсетей о грядущем повышении стоимости, припомнили автобусникам все «косяки». Нам удалось обнаружить лишь один-единственный комментарий в защиту увеличения стоимости проезда: «Сергей Бельский: «Цены подняли справедливо и без приколов. Цена на топливо растёт, а им что делать? Не они виноваты в росте цен».
Но остальные участники обсуждения тут же дружно предположили, что этот пользователь, вполне возможно, – один из сотрудников фирмы пассажирских перевозок.
ТАК И ДО БАНКРОТСТВА НЕДАЛЕКО
Андрей Машутиков, руководитель фирм «Тайфун» и «Град», обслуживающих маршруты № 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18 и 21, говорит: о модернизации предприятия речь может идти только в том случае, если стоимость проезда в автобусах будет «хотя бы 35 рублей».
— Тогда можно задуматься о развитии автопарка, увеличении заработной платы и так далее. Пока же мы просим поднять тарифы лишь для того, чтобы удержаться на плаву и избежать банкротства: последние несколько месяцев работаем в минус, – утверждает Андрей Васильевич. – Экономически для Министерства тарифной политики мы все затраты обосновали: проезд должен стоить 31-34 рубля. Если повышения не произойдёт, предприятие просто не выживет.
По словам Машутикова, главные расходы в организациях, осуществляющих пассажирские перевозки – дизельное топливо и заработная плата. Первая статья расходов увеличилась на 30-35 процентов: стоимость солярки за год подскочила с 40 до 53 рублей за литр. Аналитики прогнозируют: цена за топливо уже в феврале подползёт к отметке в 55 рублей. Заработную плату водителям и кондукторам пока тоже нет финансовой возможности увеличивать: из-за этого в профессию не идут молодые кадры. Сейчас средний возраст водителей на предприятии – 50 лет, и заменить их после выхода на заслуженный отдых будет некем.
— В Красноярском крае, в сравнении с другими регионами, – одни из самых низких тарифов на проезд в общественном транспорте. Ещё Кемерово держится в районе 30 рублей… В большинстве других городов оплата за проезд в автобусах уже давно составляет 40-45 рублей. Разумеется, у них и автопарк лучше, и автобусы не старше семи лет. Могут себе позволить… – подытоживает руководитель «Града» и «Тайфуна».
Солидарен с Машутиковым и директор МУП «Ачинский городской электрический транспорт» Дмитрий Назарчук. Он подтвердил «А», что предприятие также подало заявку в Министерство тарифной политики на увеличение стоимости проезда на 26%: с 19 до 24 рублей.
— Разумеется, если увеличения не произойдёт, на пассажирах это никак не скажется: у МУПа заключён контракт с администрацией Ачинска, и нарушать его условия мы не вправе. То есть интервал движения и количество трамваев на линии останутся прежними. Но мне, как руководителю, будет нечем платить сотрудникам зарплату, рассчитываться с ресурсниками и так далее. Всё это неизбежно приведёт к банкротству.
Выживать, по словам Назарчука, помогает оказание дополнительных услуг – аренда, проведение различных торжественных мероприятий в трамваях и так далее.
— Несмотря на то, что основное направление деятельности предприятия – пассажирские перевозки, мы постоянно ищем дополнительные способы заработка. Это хорошее подспорье для предприятия, – говорит Дмитрий Александрович. – В прошлом году МУП недополучил субсидию около 20 миллионов рублей. Но, несмотря на это, мы смогли закончить год с небольшими убытками: всего 50-100 тысяч рублей.
P.S. Окончательное решение, касающееся увеличения стоимости проезда в общественном транспорте Ачинска, Министерство тарифной политики Красноярского края огласит ближе к апрелю. Однако уже сейчас есть понимание: рост цен за проезд в автобусе и трамвае – неизбежен. В прошлом году такие непопулярные решения тормозились выборами. В 2022-м столь серьёзного сдерживающего фактора нет.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены