21.11.2024

Космополит Яна Соловьёва

В гостях у «А» – балетмейстер ачинского хореографического ансамбля «Сибирочка» и автор телевизионного проекта «Делаем дома»

— Я позавтракаю, если вы не против, – встреча с Яной состоялась в кафе. – Не успела сегодня это сделать.

Спрашиваю собеседницу, каков секрет красоты и стройности, хотя этот вопрос прибережён напоследок.

— Строгих правил нет. Но, конечно, я придерживаюсь правильного питания: отказываю себе в жареной картошечке, мучном, сладком, но не до фанатизма.

Предлагаю перейти на «ты».

— Это, наверное, профессиональное: с людьми любого возраста я по инерции – на «вы».

— С 2016 года ты работаешь в «Сибирочке» хореографом. Как пришла в профессию? Сразу скажу, что наслышана о твоём туристическом прошлом.

— Я окончила Абаканский музыкальный колледж по отделению хореографии. И у меня начались проблемы с коленями, встал выбор: либо я ухожу в педагогику, либо что-то меняю. На тот момент была не готова идти в педагогику – мне было 19 лет. Я поступила на заочное в Хакасский государственный университет культуры: я бы не смогла с утра до вечера танцевать на очном отделении. Нужно было время привести в порядок колени.

И однажды в разговоре с друзьями мне поступило предложение: попробуйся на гида. Это был 2012 год. Я прошла собеседование, приехала в Турцию. Два месяца отучилась – турецкий, традиции, общение с местными. За эти два месяца я достаточно хорошо подкачала себя в турецком.

— На каком языке проходили экскурсии?

— На русском – для русских туристов. Но все организационные моменты, связанные с логистикой, проживанием, решались на турецком. Это был хороший опыт. Полгода я прожила в Турции, затем компания меня отправила в Таиланд, а затем в Израиль.

В 2016 году я вернулась в Ачинск: считаю, что приехала в нужное время. Просто всё сложилось как-то правильно, как по маслу: руководитель «Сибирочки» Ирина Николаевна Цветкова пригласила меня на работу, затем Елена Искоростинская предложила поучаствовать в качестве хореографа в проекте «Миссис Ачинск», которому я очень благодарна: это и колоссальный опыт, и общение – с девчонками до сих пор встречаемся. Через три месяца после окончания проекта я познакомилась с будущим мужем.

— Говорят, у вас была очень необычная свадьба.

— Да, в прошлом году мы поженились. Идея свадьбы в стиле рок – моя, а Антон изначально хотел, чтобы свадебный кортеж был на байках. Так и совместили. Я слушаю лёгкий рок: Земфиру, «Сплин», «Би-2», а муж любит тяжёлый: «Арию», «Алису», «Короля и Шута». Я раньше этого не понимала, но постепенно научилась понимать и полюбила это направление.

— Кто в семье – главный?

— Всё же муж – главный. Всё, что касается крупных покупок и решений – решает он, советуясь, конечно, со мной. А всё, что касается быта, очага, уюта, цвета обоев и постельного белья – моя сфера. Мы друг под друга прогибаемся и не конфликтуем. Я – огонёк: например, проснусь в 7 утра, и мне надо движа, править миром, а он – поспокойнее.

— Какие впечатления у тебя от туристического прошлого?

— Мне кажется, это было не со мной, в другой жизни, редко об этом вспоминаю. Я – космополит, мне везде хорошо: меня на Луну забросьте – найду чем заняться, буду жить и прекрасно себя чувствовать. Я всегда была на позитивной волне за границей. Но в один момент поняла: нужно возвращаться домой. Гид – работа для молодых: мы же не спали круглосуточно, это бесконечный ритм. Я тогда подумала: нужно наполниться, набраться сил, и потом, возможно, вернусь в туризм. Я пустую себя дать людям не могу.

— Что тебя наполняет?

— Моя семья, моя мама – она для меня больше даже подруга, чем мама. Мы говорим обо всём, она со мной советуется. Ещё для меня важно побыть дома: встать во сколько хочу, никуда не идти, лежать и смотреть телевизор. И так два-три дня. Ещё люблю гулять по городу.

— Яна, как ты попала на форум молодых деятелей культуры, искусств и креативных индустрий «Тавриду»?

— В пандемию, когда нас «закрыли», я понимала, что не хочу терять детей, а значит, их надо как-то мотивировать. Просто полгода – слишком большой срок: половина детей могла не вернуться в коллектив. И я подумала: почему бы не заниматься дома? Я начала снимать видеоуроки на телефон, рассылала в родительские чаты, а они давали мне обратную связь. Потом я подумала: почему бы не снять эти уроки на профессиональном уровне? Я нашла оператора, это был Дмитрий Карагаев. Мы сняли первое хорошее видео, назвала его «Делаем дома с Яной Соловьёвой», залили в Ютуб – всем понравилось. И у детей появилась мощная мотивация: «А вы меня снимите?»

О «Тавриде» я знаю уже несколько лет, и каждый год у форума – разное направление: журналистика, наука. Нынче это был – арт, и я поняла: пора. В августе записалась на семинар, а потом решила подать заявку и на участие в конкурсе с проектом «Делаем дома». Пришло письмо: я набрала 22 бала из 30 и могу участвовать!

— Что испытала?

— Первым делом поделилась с мужем и мамой. Мама не сомневалась, что поеду: я ведь за любую активность. Очень благодарна такой возможности. Каждый день у нас проходили встречи с педагогами, бизнесменами, звёздами. В жюри были Юлианна Караулова, Владимир Меньшов и другие уважаемые люди. Мы общались, делились опытом! Проект не выиграл грант, поскольку оказался самодостаточным, вот такая ирония. Я думала, что поеду на фестиваль именно для обучения хореографии – ведь танцы, как и другие сферы жизни, не стоят на месте. А получила плюсом море знаний по предпринимательству, психологии и так далее.  

— Яна, педагог – это кто?

— Для меня самое главное в коллективе – сплоить детей, чтобы они понимали, что такое командная работа. Что есть не ты одна, а у тебя ещё есть танцевальные друзья, коллеги. Поэтому я никогда не ругаю кого-то одного, не называю фамилий, но те, кому нужно подтянуться – понимают, о чём веду речь. Так, считаю, соблюдается тактичность и уважение к личности.

— Как дети к тебе относятся?

— Не могу судить, но слышала от родителей, что любят. Наверное, это оттого, что я такая же, как они – мы на одной волне.

— Есть ли у тебя мечта как у тренера?

— Мне кажется большой удачей пять лет совмещать личную жизнь и работу на максималках. Я езжу куда хочу, Антон понимает эту мою тягу к развитию и новым впечатлениям. Я работаю допоздна, и муж не говорит ни слова. Спасибо огромное ему за это. И пока я не в декрете, беру от работы всё. Живу моментом. Для меня это важно.

Яна после встречи отправилась на избирательный участок (разговаривали в первый день выборов. – Прим. авт.).

— У тебя активная гражданская позиция?

— Мне хочется жить и чувствовать, что я не просто так – человечек. Мне хочется считать, что от меня всё же что-то в этой жизни зависит.

А совсем недавно Яна Соловьева стала членом Международного союза хореографов, с чем мы её поздравляем!

Фото: «Город «А» и соцсети Я. Соловьёвой

Автор