20.04.2024

Призраки материнского капитала: как мошенник продавал в Ачинском районе несуществующие дома

С 2007 года в России существует такая мера социальной поддержки, как материнский капитал. Её суть заключается в том, что семьям, в которых появляется ребёнок, выдаётся сертификат, который можно использовать для улучшения жилищных условий. Но, к сожалению, для некоторых дельцов материнский капитал становится способом наживы.

ВСЁ ЧЕРЕЗ «НАРОДНУЮ КАССУ»

Житель Ачинска, имеющий большой опыт работы риелтором, размещал по всему Красноярскому краю объявления о том, что он готов оказать помощь при покупке недвижимости за счёт средств материнского капитала.

Весь фокус заключался в том, что у его знакомой (на тот момент – сотрудницы Тарутинского сельсовета) был доступ к так называемым похозяйственным книгам за 1983-1990 год, в которых содержалась очень ценная информация. А именно – сведения о домах в деревне Покровка, которых фактически уже не существовало в природе, но по документам они значились как реальные. Сотрудница сельсовета переоформила эти земельные участки с несуществующими домами на своих родственников. Вот эти-то дома в 2016 году наш риелтор и решил продавать за материнский капитал.

Первой на удочку афериста попалась жительница Уяра, которая не глядя решила купить себе дом в Покровке. Схема выглядела так: женщина приехала в Ачинск и под материнский капитал оформила в потребительском кооперативе «Народная касса» заём на покупку недвижимости. Деньги ей перевели на открытый ею же счёт в «Сбербанке»: 453 тысячи 26 рублей – ровно столько, тика в тику, на тот момент и составлял материнский капитал.

Затем риелтор отправился в банк и спокойно снял эти деньги – у него для этого имелась доверенность, выписанная покупательницей. Зарегистрировав в МФЦ договор купли-продажи, риелтор отдал женщине документы, которые она, вернувшись в родной Уяр, с чистой совестью отнесла в местный Пенсионный фонд, и тот компенсировал «Народной кассе» выданный заём. Мужчина же отдал родственнику тарутинской знакомой за участок 50 тысяч рублей, остальные деньги положил себе на карман.

«Но ведь Пенсионный фонд не должен был оплачивать покупку, пока не получит подтверждение существования дома!» – спросите вы. Да, не должен был. Но наш герой оказался не лыком шит: он просто заказал в рекламном агентстве табличку с покровским адресом, разместил её на одном из частных домов Ачинска, сделал фотографии и прикрепил их к пакету документов. Так Пенсионный фонд выплатил материнский капитал за дом, которого не существовало в природе…

«ЗА ХАЛУПУ НЕ ЗАПЛАТИМ!»

Второй жертвой мошенника стала жительница Зеленогорска, которая увидела объявление у себя в городе на автобусной остановке… Только не смейтесь: эта женщина тоже позвонила по указанному номеру и согласилась купить дом в Покровке – за много километров от того места, где она жила. Далее всё шло один в один: она приехала в Ачинск, «Народная касса» дала ей заём в размере материнского капитала, риелтор по доверенности снял эти деньги со счёта «Сбербанка», отдал 50 тысяч продавцу участка, всё остальное забрал себе. А покупательница, вернувшись в Зеленогорск, отнесла документы с фотографиями в Пенсионный фонд, который компенсировал «Народной кассе» расходы.

Начиная с третьей покупательницы (а ею стала жительница Ужурского района), оформление сделок происходило уже через другой кооператив – «Наш капитал». Тут дело в том, что наш аферист фактически устроился туда на работу и получил доверенность на право быть представителем кооператива в отделениях Пенсионного фонда, в органах местного самоуправления, социальной защиты населения, опеки и попечительства и т. д. C тех пор его деятельность приобрела более широкий размах: его клиентками становились жительницы Назарова, Балахты, Козульки… Поскольку в Покровке дома-призраки к тому времени уже закончились, в ход пошли старые дома, расположенные в Боготольском и даже Курагинском районах. Они были очевидно непригодными для проживания халупами, поэтому мошенник поступал точно так же: вместо них фотографировал другие дома с нужными адресными табличками.

Всё шло как по маслу, но в апреле 2019 года сотрудники Пенсионного фонда решили всё-таки проверить одну сделку и выяснили, что фотография добротного дома, покупку которого они должны были оплатить из государственного бюджета, не соответствует той развалюхе, которая имеется в реальности и которая абсолютно не пригодна для проживания. То есть сделка – абсолютная фикция. Пенсионный фонд, соответственно, отказался компенсировать «Нашему капиталу» выданные им деньги, а кооперативу только и оставалось, что пойти в полицию с заявлением на своего же сотрудника…

ЖЕРТВЫ АФЕРИСТА ИЛИ ЕГО СООБЩНИЦЫ?

На днях мужчину признали виновным в нескольких эпизодах мошенничества с материнским капиталом и приговорили к 4,5 годам лишения свободы.

Тут, казалось бы, можно было поставить в этом деле точку: правосудие восторжествовало! Но вам тоже эта история кажется странной? Да-да, и я об этом. Как это так: женщины приобретают недвижимость, не удосужившись не то что ознакомиться с её состоянием – они почему-то даже не предпринимают попыток убедиться, что она фактически существует! Одна в суде ссылалась на то, что полностью доверяла риелтору, поэтому не хотела смотреть дом; вторая отмазывалась тем, что ей якобы не с кем было оставить детей; третья – что захворала, и ей было не до поездок… И о том, что никаких домов на самом деле не существует, они якобы узнали только много месяцев спустя – от сотрудников полиции, когда на риелтора уже было заведено уголовное дело.

В общем, тут даже дураку понятно, что никакие они не наивные овечки и не жертвы афериста, а самые настоящие его сообщницы, которые участвовали в схеме по обналичиванию материнского капитала. И, скорее всего, получили свою долю.

Но раз уж они усиленно делали вид, что являются потерпевшими, логично же, что в суде они должны были предъявить мошеннику требования компенсировать ущерб? И им, конечно же, пришлось это сделать. А куда деваться? Не сознаваться же в том, что дома они покупать не собирались, а хотели просто обналичить маткапитал. Тогда бы это уже было не просто одиночным мошенничеством, а мошенничеством, совершённым группой лиц. И пошли бы они вслед за риэлтором.

Но суд оставил их требования без внимания, сославшись на то, что «разрешение вопроса о возмещении причинённого ущерба сопряжено с необходимостью привлечения к участию в деле третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты». То есть женщинам объяснили, что свои иски они могут заявлять, но отдельно, и если захотят.

Но вряд ли они, конечно, это сделают. А так хотелось бы, чтобы этот клубочек всё-таки распутали до конца и наказали всех без исключения. Во-первых, чтоб другим неповадно было. А во-вторых, потому что материнский капитал – это наши налоги. Буквально каждого из вас – хоть копеечка там, но есть.

Автор