23.04.2024

Ворошиловский стрелок

В прошлом номере «А» в преддверии очередной годовщины Победы стартовал проект под названием «Мой отец воевал…». Мы будем публиковать рассказы ачинцев о своих героических родственниках, которые защищали родную страну на фронтах Великой Отечественной. Приходите в редакцию, приносите фотоснимки и делитесь воспоминаниями, а мы, в свою очередь, обязательно расскажем о ваших близких на страницах «Города «А». Наша сегодняшняя гостья – постоянная читательница Валентина Сницерева, которая поделилась воспоминаниями о своём отце.

 

— Мой отец, Василий Константинович Борец, родился в 1912 году в городе Ворошилове Приморского края – сейчас это Уссурийск. Был ворошиловским стрелком в 61-м стрелковом полку с 1935 по 1937 годы. В 1937-м уволен в запас.

В 1941 году его призвали по мобилизации Ворошиловским ГВН Приморья. С 1941 по 1942-й – стрелок строевой бригады и с 1942-го по 1946-й – гвардии стрелок.

Демобилизован по указу президиума Верховного Совета СССР 25 сентября 1945 года – так записано в военном билете.

Под Тулой их взяли в плен, но вскоре русские освободили.

Помню, как он рассказывал: «Вёз на лошади кухню – кормить бойцов, с пулемётом. И за мной одним увязался фашистский самолёт, начал бомбить. Развернулся раз – не получилось. Второй раз – погибает лошадь». Сам остался цел.

Ещё отец был в плену под Краковым. Полячки приносили заключённым еду. Потом войска Красной Армии освободили и Польшу. Дошёл до Берлина. Есть фотография: папа сидит с военными у Берлинской стены. В одной из атак он был ранен в ногу, и всю жизнь носил в ноге осколок от гранаты.

Имел медали «За отвагу», знак «25 лет Победы в ВОВ», медаль «40 лет Победы в ВОВ».

Представить только – за войну отец пошёл всю страну: где на поезде, где пешком, это уму непостижимо.

Сам он родом из Приморья. Когда возвращался с фронта, то в Сибири познакомился с моей мамой. И уже вместе они уехали в Приморский край. В 1950 году родился мой брат, в 1953-м – я, в 1956-м – ещё один брат. В 1964-м мы уехали с Дальнего Востока в Сибирь, на родину мамы – в Боготол. В мирное время папа работал слесарем, кровельщиком-жестянщиком – в Боготоле его знали все. Крыл крыши домов и даже на водонапорных башнях. Жили мы в деревянном двухэтажном доме с печным отоплением. Долго отец стоял на очереди на получение жилья как фронтовик, но пожить в комфорте ему так и не довелось. Умер в 1991 году в возрасте 79 лет.

Мы не расспрашивали отца о войне – слушали то, что сам рассказывал. Фильмы о Великой Отечественной он не мог смотреть без слёз.

9 Мая для меня – священный день!

Отец дошёл мой до Берлина,

С Победою вернулся он домой.

Был ранен, счастлив, что живой.

Фото из семейного архива В. Сницеревой

Автор