12.11.2025

Путь наибольшего сопротивления: барнаульцы не оставляют попыток извлечь из 900 метров своей одноколейки максимальную прибыль

Запомните эту фамилию

Конфликт между барнаульской «Транспортной компанией «Парк», владеющей километром железной дороги (от станции Ачинск-2- до производственной площадки бывшего мелькомбината), и ачинскими предприятиями, которые вынуждены пользоваться этими рельсами (потому что другого пути попросту нет), длится уже много лет.

Но его острая фаза наступила в 2024-м: «Парк», по сути, начал блокировать работу, в том числе производителя муки «Причулымье» и вагоноремонтного депо «Магистраль», вынуждая ООО «Желдоральянс», выступающего в качестве оператора, оплачивать проезд вагонов по завышенному в несколько раз тарифу – больше 1 000 рублей.

А когда «Желдоральянс» отказался идти на поводу у барнаульских дельцов, АО «Вест», арендующее у ТК «Парк» данную железнодорожную ветку (само собой, эта фирма тоже из Барнаула), просто ограничило ачинским предприятиям передвижение вагонов, ссылаясь на необходимость срочного ремонта рельсов. А надзорным органам эту необходимость доказало договором на выполнение ремонтных работ, заключённым с жителем Ачинска, неким В. В. Барановым. Кстати, запомните эту фамилию.

В итоге руководство ачинских предприятий, чтобы сохранить производство, было вынуждено согласиться на кабальные условия. Хотя впоследствии прокуратурой было доказано: на самом деле рельсы в ремонте вообще не нуждались. Да и, судя по актам, там не ремонт вёлся, а лишь создавалась его видимость…

Вообще, компаниям из нашего города уже приходилось судиться с «Парком» по поводу расценок – несколько лет назад в арбитраже вскрылось, что министерство тарифной политики Красноярского края принимало на веру заявленные «Парком» огромные расходы на содержание путей – а ведь именно из-за этого и вырисовывался огромный тариф. Тогда суд обязал министерство пересчитать стоимость пропуска вагонов – и вышло всего 103 рубля.

Впрочем, к сегодняшней ситуации те давние события почти не имеют отношения. За исключением того, что они характеризуют стиль работы группы барнаульских предприятий, конечным бенефициаром которых является олигарх Андрей Игошин. Этот стиль неизменен во все времена: чихать они хотели на все законы, главное – прибыль.

Не мытьём, так катаньем

Так, весной этого года «Желдоральянс» получил уведомление о том, что стоимость проезда одного вагона повышается ещё чуть ли не в два раза – до 1884 рублей!

При этом АО «Вест» применило излюбленный метод давления: ограничило пропуск. Если раньше вагоны могли подаваться со станции ежедневно и круглосуточно, то теперь – только по будням, с 8 до 17 часов.

Сочтя эту наглость чрезмерной, на этот раз руководители «Желдоральянса» решили обратиться в суд с требованием заключить договор на транзитный пропуск вагонов исключительно по тарифам, установленным правительством края.

В августе было вынесено решение: Арбитражный суд Алтайского края обязал АО «Вест» заключить с «Желдоральянсом» договор на осуществление транзитного проезда по справедливым, экономически обоснованным расчётам.

Однако юристы ТК «Парк» нашли лазейку: забрали пути у АО «Вест» и передали их другому арендатору, ООО «Дарника». Про него ведь в решении суда ничего не сказано – а значит, на него оно вроде как и не распространяется.

Хотя все всё понимают: «Дарника», тоже зарегистрированная в Барнауле, – такое же аффилированное с Игошиным предприятие, как и ТК «Парк», и АО «Вест».

Поэтому неудивительно, что оно тоже выбрало стратегию давления с одной-единственной целью: вынудить «Желдоральянс» оплачивать пропуск вагонов по завышенной цене. Но зайти решило с другой стороны: подало в суд – ни много ни мало – аж на АО «Российские железные дороги»! «Дарника» потребовала от РЖД ввести полный запрет на оформление порожних вагонов, которые идут со станции Ачинск-2 на ООО «Желдоральянс». Руководство компании обосновало это тем, что нужно провести полное обследование того самого километра железнодорожных путей на предмет их пригодности к эксплуатации.

К эксплуатации – пригоден!

«Изначально этот железнодорожный путь не был приспособлен для пропуска такого большого количества вагонов, – сообщает в исковом заявлении ООО «Дарника», –поскольку он возводился для обслуживания всего двух предприятий – «Ачинская хлебная база № 17» и «Ачинскхлебопродукт». А для них требовался пропуск не более 20 железнодорожных вагонов в год».

Сюда же юристы «Дарники» приплели якобы необыкновенную вредность «Магистрали»: предприятие, которое просто ремонтирует вагоны, по их мнению, буквально травит всё в округе. В вину «Магистрали» вменили даже то, что на улице Профсоюзной из-за вагонов, следующих на ремонт, автомобилистам приходится несколько минут стоять на переезде.

Но суд ткнул «Дарнику» носом в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», где чётким по белому написано, что владелец железнодорожных путей необщего пользования при обнаружении неисправностей должен обратиться в Ространснадзор, который составляет соответствующий акт. И только на основании этого документа владелец инфраструктуры может запретить подачу вагонов. Ну а поскольку такого акта нет – нет и причин для ограничений.

Мало того: в июне этого года Ачинской транспортной прокуратурой с участием эксперта Ространснадзора был проведён осмотр спорного железнодорожного пути: специалисты подтвердили полную пригодность ветки к эксплуатации.

А всё остальное – и шум от вагонов, и автомобильные пробки на Профсоюзной, и загрязнение воздуха – суд счёл от лукавого: мол, это просто домыслы истца, ничем не подкреплённые.

Железнодорожное дежавю

Предчувствуя очередное поражение в суде, барнаульцы, однако, не успокоились. И на сей раз придумали более изощрённую хитрость: чтобы насолить «Желдоральянсу», подали в суд… сами на себя! И сделать такой вывод нам позволяют вполне определённые обстоятельства.

Итак, по данным ресурса rusprofile.ru, весной этого года в адрес ТК «Парк» прилетает иск от ачинца – жителя улицы Красной Гвардии. Гражданин, чей дом находится в 50-60 метрах от той самой железнодорожной ветки, потребовал от организации сократить движение вагонов в десять раз – сейчас, по его подсчётам, там проходит до 100 штук в сутки. И это количество сильно портит ему жизнь: судя по исковому заявлению мужчины, в его доме из-за железной дороги невозможно дышать, невозможно спать – в общем, не жильё, а какое-то промышленное гетто.

Но самое интересное, что автором искового заявления числится… В. В. Баранов! А его интересы в суде представляет юрист из Барнаула. Кроме того, в его исковом заявлении фигурирует и фраза о том, что из-за ездящих туда-сюда вагонов на железнодорожном переезде (тот самый, который на Профсоюзной) создаются автомобильные пробки. Что-то нам это напоминает, не правда ли? Мы не ставили перед собой цели устраивать какое-то разоблачение – но против фактов не попрёшь.

При этом в документах, изначально поступивших в Индустриальный районный суд Барнаула (по месту «прописки» ответчика), но переданным потом в Ачинский городской суд (поскольку предмет спора всё-таки находится в Ачинске), В. В. Баранов указывает для получения корреспонденции иной адрес: улица Голубева. Из чего можно сделать косвенный вывод, что мужчина чаще бывает именно по второму адресу.

Конечно, можно было бы логично предположить, что он просто сбежал из дома, под окнами которого круглосуточно грохочут вагоны, в более тихие места. Однако логикой тут и не пахнет: дом по улице Голубева находится точно на таком же расстоянии от железнодорожных путей, что и дом по улице Красной Гвардии. Ну буквально метр в метр!

Это журналистское расследование, конечно, было бы неполным, если бы мы не задали вопросы автору иска. Причём отправиться решили именно по основному адресу – в тот самый дом на улице Красной Гвардии, проживание в котором причиняет истцу невыносимые страдания. По нашему опыту, если человек на самом деле решил добиться справедливости, он будет только рад вниманию прессы.

«Во народ пошёл!»

Дом на улице Красной Гвардии, который В. В. Баранов указал в иске как место своего проживания, – обычный, частный, одноэтажный. Вышедший оттуда мужчина представился знакомым Вячеслава, который просто пришёл в гости – а самого хозяина, мол, дома нет. И вообще – появляется он тут крайне редко, вряд ли мы его когда-нибудь вообще застанем. После чего захлопнул перед нами железную дверь ограды.

Дома по улице Красной Гвардии действительно находятся недалеко от железнодорожной ветки

У нас закралось подозрение: может, это и был тот самый В. В. Баранов, который по какой-то причине не желает общаться с журналистами? И мы даже догадываемся о причине.

Действительно, мужчину «опознали» люди, живущие поблизости. Наталья, когда мы рассказали ей об иске, удивилась поступку соседа: говорит, что хоть и живёт здесь всего год, но никакого дискомфорта от движения вагонов не испытывает: «Да и это же нереально – ограничить работу предприятия…».

— Это Славка-то в суд подал? – изумился ещё один сосед, Владимир Егорович, который живёт в этом районе всю жизнь. – Зачем ему это надо? Я фигею с него… Вагоны, по моим наблюдениям, подают только в 12 дня и вечером. Лично мне они вообще никак не мешают: шум от станции Ачинск-2 – и то сильнее! Так что теперь, железнодорожный узел из-за этого закрывать? Во народ пошёл – не даёт России спокойно работать!

«…шум от станции Ачинск-2 – и то сильнее!»

Сделав глубокую затяжку, Владимир Егорович продолжил подметать возле своей усадьбы снег.

А мы постучались в ещё один дом – вышел Андрей:

— Если честно, я даже не замечаю, когда эти вагоны проходят – от них ни шума, ни пыли.

— Ну как же так: рельсы – буквально в 100 метрах от вашего дома… – настаивали мы.

— Раньше, когда производство на мелькомбинате работало в полную мощь, вагонов было гораздо больше – и то не мешали. А теперь-то зачем слона из мухи раздувать? Слава – он же сам бывший работник железной дороги! Чего это он вообще удумал?

Сомневаемся, конечно, что удумал именно он. И вся эта история с иском, наспех сшитая белыми нитками и широкими стежками, даёт нам основания полагать, что барнаульцы вновь используют ачинца В. В. Баранова для выполнения подрядных работ. Правда, уже другого характера.

Интересно только: как на это посмотрит суд?

Автор