Нет такой профессии – «инвалид»
Как ищут и где находят работу ачинцы с ограниченными возможностями здоровья?
Девятое декабря, 10 утра. В актовом зале Центра занятости населения, что на Ленина, немноголюдно. За круглым длинным столом на некотором расстоянии друг от друга сидят специалисты отделов кадров Кадетского корпуса, школы № 16, ИП Стефанишен и налоговой. Рядом с каждым – по две таблички: с названием предприятия и вакансиями. Противоположная сторона стола пуста. Потенциальные кандидаты почему-то предпочли держаться от потенциальных работодателей подальше, заняв стулья вдоль стены. Сотрудницы Центра занятости хлопочут над последними приготовлениями – через десять минут здесь начнётся ярмарка вакансий для инвалидов.
А мне не мыть охота
— Приветствую всех, кто откликнулся на наше предложение принять участие в ярмарке вакансий, приуроченной к Международному дню инвалидов. Сегодня у нас несколько работодателей, у которых открыты вакансии для инвалидов, – на слове «инвалидов» сотрудница ЦЗ Татьяна Пименова неловко замолкает, обводя взглядом соискателей: «не обидела ли кого?» – Если вас заинтересуют какие-либо вакансии – не стесняйтесь, подходите к работодателям, спрашивайте. Хочу напомнить: если в организации есть открытые квотированные рабочие места, которые вам подходят, работодатели не имеют права отказать.
В зале повисает неловкое молчание: инвалиды не решаются подойти, потенциальные руководители не вступают в диалог первыми. На помощь приходят сотрудницы Центра занятости. Ещё до начала ярмарки они опросили присутствующих: куда именно хотели бы устроиться соискатели. Девушки предлагают сотрудникам отдела кадров рассказать о своих вакансиях. И вот седой мужчина с выразительными карими глазами обсуждает со специалистом по охране труда Ачинского кадетского корпуса Андреем Чернышенко вакансию мастера по ремонту обуви. Соискатель рассказывает, что специального образования у него нет, но опыт аналогичной работы имеется. Спустя какое-то время мужчины оговаривают, каких врачей на медкомиссии необходимо будет пройти.
Одна из пришедших, женщина в строгой бежевой шляпке с цветком на боку, интересуется: может ли она быть свободна, если её не заинтересовала ни одна из вакансий. В этот раз на ярмарке людям с ОВЗ предлагают работу уборщика производственных помещений, подсобного рабочего, лаборанта, сотрудника на стирку белья. Пока соискательница неторопливо одевается, разговариваем. Спрашиваю, почему ничего не подошло?
— Эта работа для меня физически сложная, я не смогу её выполнять, – объясняет моя собеседница и вспоминает, как вынуждена была уволиться с предыдущего места работы. – Я год трудилась в детском саду вахтёром. Сначала меня всё устраивало, но со временем на меня стали перекладывать чужие обязанности: например, заставляли мыть полы, стены, окна. А я – инвалид по зрению, могу элементарно упасть с табуретки, не увидев края. Из-за моего нежелания исполнять такие поручения испортились отношения с начальством. Они-то и на здоровых людей плюют, что уж говорить про нас, инвалидов. Когда мне не предоставили отпуск, хотя и не имели на это права, я уволилась.
Женщина рассказала, что инвалидность по зрению получила в 2014 году. Пенсия крошечная – 12 тысяч рублей, на эти деньги особо не разгуляешься: работа приносила хоть какую-то копейку.
— Я по жизни очень активный человек: принимаю участие во многих городских мероприятиях, у меня двое внуков, унывать некогда. И с мая без работы, но со временем, думаю, что-нибудь да найду…
Инвалиды бывают разные…
Двое глухонемых соискателей с помощью сурдопереводчика общаются с одним из работодателей. Девушку заинтересовала вакансия машиниста по стирке белья. Она совсем недавно переехала в Ачинск из сельской местности и сейчас ищет работу. В семье двое детей – денег не хватает. Объясняясь языком жестов, девушка уверяет потенциального руководителя, что со всеми обязанностями справится. Договариваются со специалистами Центра занятости на днях вместе съездить на собеседование уже непосредственно на предполагаемое место работы со всеми документами. Оказывается, сотрудники ЦЗ сопровождают инвалидов на собеседование, если того требует ситуация.
Молодой человек лет 25, тоже глухонемой, от работы дворника отказался.
Уже когда в зале никого не осталось, зашёл мужчина, представился Сергеем. Рассказал, что полгода назад пережил инфаркт и получил третью группу инвалидности. Раньше работал водителем автобуса, теперь ему не пройти ни одну комиссию.
— Если только где-то неофициально возьмут, на легковой, – вздыхает Сергей. – Я когда здоровым был, кредитов набрал, а теперь чем рассчитываться? Пенсии в 14 тысяч катастрофически не хватает. В Центре занятости предлагали несколько вариантов, но когда прихожу, места уже заняты.
Чуть позже инспекторы Центра занятости Татьяна Пименова и Ирина Шорина объяснили, что так иногда бывает – человек, получивший инвалидность уже в сознательном возрасте, не всегда понимает степень изменившихся обстоятельств.
По-человечески должен
По закону на каждом предприятии или в организации, где трудятся больше ста человек, должны быть вакансии для инвалидов, их называют «квотируемые».
— На данный момент в Центре занятости открыты 53 вакансии для инвалидов, 17 человек с ОВЗ были трудоустроены в течение года на «квотируемые» рабочие места. Всего в 2020-м к нам за помощью обратились около 700 инвалидов, на конец года устроилось на работу – 630, – рассказала Татьяна Пименова. – Знаете, как ни странно, при трудоустройстве инвалидов хорошо идут на контакт небольшие ИП и ООО. Например, принимает на работу людей с ОВЗ индивидуальный предприниматель Тараскин, Торговый дом «Назаровский», «Вектор Принт», «Возьми всё сразу». В следующем году законодательство в части трудоустройства инвалидов существенно ужесточается: у нас появятся реальные рычаги воздействия на тех, кто должен брать таких людей на работу. Сейчас, к сожалению, не все работодатели серьёзно относятся к этой обязанности.
Пока разговариваем, в кабинет заходит мужчина лет 45 и начинает «качать права». Угрожает нажаловаться начальнику, в прокуратуру, «самому Путину». Это инвалид, который, как он считает, давно должен быть трудоустроен. Специалисты Центра занятости разговаривают корректно, обещают подыскать варианты. Договариваются о скорой встрече. Дверь закрывается, мы продолжаем разговор.
— А случается, работодатель просто берёт человека с ОВЗ на работу, даже когда не должен. Есть в Ачинске хороший пример: организация, работающая с молодёжью. Трудоустроили подсобным рабочим парня с эпилепсией: и ему хорошо – в своей среде вращается, и начальник доволен – парень исполнительный, работает с желанием. Просто вот так, по-человечески рассудили, не побоялись дополнительной ответственности, каких-то форс-мажорных обстоятельств…
Подобные ярмарки вакансий для инвалидов в Ачинске проводятся ежегодно.
Фото из открытых источников
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены