
На прошлой неделе в некоторых СМИ Ачинска появилось интригующее объявление: руководство рапсового завода приглашает жителей города посетить производство, чтобы «развеять мифы».
ОПАСНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Нас, признаться, это сразу смутило: всем известно, что так называемый рапсовый завод расположен на мощностях бывшего мелькомбината, где также хранится зерно интервенционного фонда России. А ведь буквально пару номеров назад мы рассказывали о том, что к условиям хранения зерна есть большие претензии со стороны Ростехнадзора: проверка выявила десятки нарушений, которые влияют на безопасность элеватора. Надзорный орган так и указал в своих выводах: «Это влечёт вероятность неблагоприятных последствий в виде взрывов, пожаров, несчастных случаев, и как следствие – угрозу причинения вреда жизни и здоровью как работников, так и иных граждан, находящихся в районе расположения опасного производственного объекта». Да и в целом затея выглядит сомнительной – зачем жителей Ачинска во главе с мэром тащить на завод, который мало того что сам по себе нелегальный, так ещё и представляет угрозу «благодаря» соседству с элеватором?
Но руководство ООО «Группа «Продовольствие» (предприятие зарегистрировано в Алтайском крае) всё равно не побоялось позвать к «опасному производственному объекту» этих самых «иных граждан» (в первую очередь – представителей СМИ и общественности). На приглашение откликнулся и мэр Ачинска. Правда, своё появление он объяснил тем, что соответствующее поручение ему дал председатель правительства края Сергей Верещагин.
Директор фирмы Дементий Глухов показал экскурсантам готовые бытовые помещения для рабочих, весовой пункт, сушилку, лабораторию и, собственно, цех переработки рапса со всем необходимым оборудованием.
— На первом этапе завод будет производить 200 тонн в сутки, на втором – 800-1000 тонн, – уточнил Глухов.
Представители «Группы «Продовольствие» уверяли, что производство масла из рапса – абсолютно безвредное и безопасное. Возможно, это и так (хотя инспекторы минэкологии, например, документы ещё не проанализировали), но то, что производство, крайне вонючее – это жители района мелькомбината знают совершенно точно.
— Оба моих родителя – инвалиды: папа является астматиком, – говорит Ирина Романова. – Живут на улице Голубева. Когда завод работал, нам приходилось наглухо закрывать окна и сидеть дома взаперти, без свежего воздуха. Потому что запах был неимоверный: такое впечатление, что жжёной конопли. Мы не против завода и не против рабочих мест с хорошей зарплатой. Мы лишь хотим, чтобы производство было не вредным – чтобы не страдали жители района.
САМОВОЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА
Тут самое время напомнить нашим читателям, с чего началась история рапсового завода. А началась она… именно с запаха. С отвратительной вони, которую в прошлом году ощутили жители ближайших домов. На предприятии, которое ещё даже не введено в эксплуатацию, вовсю шла переработка сырья.
Ачинцы завалили прокуратуру жалобами. Надзорный орган всё проверил и нашёл их обоснованными. В ноябре прошлого года прокурор направил в администрацию города письмо, в котором сообщил: в результате проверки надзорным органом установлено, что завод – есть, а разрешения на строительство никто не выдавал. В связи с этим прокурор попросил мэра города либо разобраться с документацией, либо снести этот завод как самовольную постройку.
Буквально через несколько дней в суд обратился один из жителей Ачинска, который тоже потребовал снести нелегально построенный завод – вернее, по документам он называется «Цех по переработке масличных культур». Сейчас суд находится на стадии экспертизы.
В ходе судебных заседаний уже установлено как минимум одно серьёзное нарушение: в проектной документации указан один земельный участок, а фактически завод стоит на другом.
В общем, то, что предприятие – нелегальное, доказано уже всеми.
СТОП, ПРОИЗВОДСТВО!
Но вернёмся к той самой опасной экскурсии, которую организовала «Группа «Продовольствие». Дементий Глухов всё-таки признался приглашённым, что в прошлом году, в течение пары месяцев, завод действительно работал – но якобы это просто была «проверка оборудования».
— Да, по поводу строительства без разрешения – с нашей стороны было нарушение, – покаялся руководитель «Группы «Продовольствие». – После этого мы обратились в суд, который, рассмотрев дело, не установил существенных нарушений. Администрация города выдала разрешение на строительство, и мы приступили к пусконаладочным работам. Но потом у мэрии возникли опасения, связанные с экологией, и разрешение было отозвано. Сейчас мы обзавелись всеми необходимыми документами и снова подали заявление на получение разрешения.
Сдаётся нам, тут Дементий Глухов немного лукавит: завод не просто проводил пусконаладочные работы: он произвёл 330 тонн масла. Этому есть документальное подтверждение: фитосанитарные сертификаты на экспорт, которые выдал Россельхознадзор. И почему-то кажется, что если бы общественность не подняла тогда шум – завод бы уже работал на полную мощность. Но неравнодушные ачинцы не оставили беззаконие без внимания, и владельцам завода пришлось прикрыть лавочку. Помнится, когда осенью прошлого года в Ачинск приезжал Сергей Верещагин, к нему на встречу пришла целая делегация «маслозавода». Работники пожаловались председателю правительства на то, что им не даёт трудиться «жёлтая пресса», что их душат надзорные органы, и попросили посодействовать в скорейшем получении разрешения.
Такая наглость Сергея Викторовича даже обескуражила:
— У меня вопрос один: у вас есть разрешение на строительство? Как вообще завод начал работать, ещё не построившись?
Ответа на этот вопрос у работяг, само собой, не было.
На этой же встрече глава Ачинска Игорь Титенков принципиально заявлял, что без всех необходимых документов никакого разрешения выдано не будет.
САМОНАДЕЯННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
После экскурсии журналисты спросили Дементия Глухова, когда всё-таки завод начнёт работать, и он довольно твёрдо ответил:
— Запустим производство, как только начнётся уборка рапса. Это ориентировочно начало октября.
Очень странное, конечно, заявление. Мы бы даже сказали, самоуверенное – ведь ещё нет даже разрешения на строительство!
Мэр Ачинска, правда, немного одёрнул Глухова:
— Дмитрий Михайлович прекрасно знает, какие нарушения требуют устранения. От этого зависит, когда вам будет выдано разрешение на строительство.
Но всё-таки чувствовалось, что Игорь Титенков смягчил тон. Хотя, по сути, за это время ничего с заводом в лучшую сторону не изменилось. Наоборот – всё только ухудшилось: надзорные органы выявили, что рядом с предприятием находиться небезопасно – в нескольких десятках метров расположен опасный элеватор. А суд не сегодня-завтра может вынести решение о сносе незаконно построенного рапсового завода. В такой ситуации говорить о каких-либо перспективах крайне самонадеянно.
Может, прежде чем заявлять о планах, нужно проявить хотя бы чуть-чуть уважения к закону? Дождитесь хотя бы результатов экспертизы, и если она будет положительной – пожалуйста, получайте разрешение, достраивайте, получайте документы от всех инстанций, вводите оборудование в эксплуатацию и работайте всем на радость.
А главное – не забудьте доказать населению, что производство полностью безопасно и не будет травить жителей района мелькомбината. Ведь второй раз их не обманешь: они уже подышали этой вонью. И если не получится выстроить этот диалог – тут уж никакие разрешения на строительство не помогут, и получится очередной социальный взрыв.
P. S. Когда номер готовился к печати, стало известно, что администрация города после экскурсии опять отказала рапсовому заводу в выдаче разрешения на строительство. А ведь барнаульцы, видимо, до последнего надеялись, что поручение Верещагина мэру заключалось именно в том, чтобы Игорь Титенков приехал, посмотрел и помог выправить им разрешение… А вышло вон оно как: в ситуации действительно в очередной раз разобрались, даже, возможно, посочувствовали, а вот выдать разрешение – отказались. Уже в пятый раз. Потому что закон есть закон. И в Ачинске он пока, слава Богу, работает.
Тоже стоит почитать
Добро в крови
Каждой дороге – инновацию: «Ачинское ДРСУ» открывает дорожно-строительный сезон-2025
В Мазульском руднике от пожара спасли целую улицу