На рынке пассажирских перевозок Ачинска – конкурентные войны?
Утром 19 ноября жителям Солнечного пришлось добираться на работу на попутках и такси – автобусы к назначенному времени к остановке не подошли. Чуть позже из экстренного сообщения пресс-службы администрации города стало известно: парк «ЛиАЗов» второго маршрута выведен из строя. Ни о каких криминальных предпосылках ещё не было известно, но многим уже тогда стало понятно: это продолжение конкурентной войны.
«НЕ ЛЕЗЬ, КУДА НЕ СЛЕДУЕТ»
Предприниматель Александр Фадеев этим летом выиграл аукцион на автобусную перевозку пассажиров по маршруту № 2 «Улица Коминтерна – Городская больница» и с сентября приступил к работе.
Протяжённость этого маршрута – почти 15 километров, и идёт он через весь город. Поэтому с коммерческой точки зрения считается достаточно привлекательным.
Выгоден он ещё и потому, что субсидируется из городского бюджета – то есть перевозчику доплачивают из местной казны энную сумму денег. В частности, Фадееву за два года работы должны выплатить 4 миллиона рублей.
Ранее перевозки по второму маршруту осуществляла красноярская фирма «Тайфун». Но в этом году она по неизвестным причинам на аукцион не заявилась – так победителем конкурса стал ИП Фадеев. Хотя перед этим его руководители лично встречались с Фадеевым и по-хорошему предлагали ему отказаться от участия в конкурсе.
Первый тревожный звоночек прозвенел ещё в июне: по окнам квартиры, где проживает Андрей Щёголев, компаньон Фадеева и главный механик второго маршрута, стреляли. Потом изрезали колёса на его автомобиле. А в июле этого года, сразу после аукциона, прямо во дворе дома на него напали четверо неизвестных мужчин и избили металлической арматурой. Пострадал и автомобиль – разбили фары и стёкла. Когда соседи стали кричать и угрожать полицией, мужчины скрылись со словами: «Не лезь, куда не следует».
Андрей связал это происшествие со своей профессиональной деятельностью. Ведь уже сразу после того как стали известны результаты аукциона, ему на телефон тоже начали звонить конкуренты и требовать, чтобы он отказался от маршрута.
ПРИШЛОСЬ НЕСЛАДКО
— А в ночь с 18-го на 19 ноября в нашем гараже кто-то взломал замки, пробрался внутрь и насыпал в баки и двигатели автобусов сахар, – рассказал нам Андрей Щёголев. – Первыми это заметили сотрудники, которые пришли утром на работу и увидели, что капоты «ЛиАЗов» подняты, а вокруг рассыпан сахар. Сразу же вызвали полицию. Кстати, в этом же гараже находится и другая техника: погрузчики, легковые автомобили – около десятка единиц. И они не пострадали.
В связи с ЧП ни один из автобусов вовремя в то утро в рейс не вышел. Только два часа спустя Фадееву удалось вывести два «ПАЗика». Лишь к вечеру предприниматель смог промыть топливные системы «ЛиАЗов» и выпустить автобусы на линию.
Ни Фадеев, ни Щёголев вокруг да около не ходят: по их мнению, всё, что произошло – это результат недобросовестной конкуренции со стороны красноярцев.
А за день до этого в Ачинске пострадал ещё один автобус, двигавшийся по первому маршруту, – на улице Ленина неизвестный выстрелил в окно, расположенное возле места кондуктора.
Примечательно, что предприниматель, который его обслуживает – тоже местный: автобусы Виктории Сидоровой впервые вышли на эту линию 1 сентября.
КТО ВОЗИТ АЧИНЦЕВ?
Ещё два больших муниципальных маршрута (21 и 21а, которые с небольшими отличиями ходят от улицы Декабристов до Малой Ивановки) в этом году выиграла красноярская фирма «Град». Стоимость контракта составила почти 10 миллионов рублей, документы подписал заместитель главы Ачинска Ярослав Долгирев.
Директор «Града» – некто Андрей Машутиков, а учредитель – Андрей Лебедев. Удивительно, но если недолго покопаться в интернете, можно легко выяснить, что Машутиков, например, директорствует ещё в одной фирме – «Тайфун». Да-да, в той самой, которая возила ачинцев по второму маршруту до того, как его выиграл ИП Фадеев.
Ещё несколько интересных фактов о фирме «Град». Она появилась в 2014 году, и за всё время существования выиграла шесть муниципальных контрактов. Из них пять (внимание!) – это контракты с администрацией города Ачинска на общую сумму почти 33 миллиона рублей. Единственный муниципалитет, с которым ещё сотрудничает «Град» – это Ачинский район. Но о стоимости этого единственного контракта, право слово, даже смешно говорить – 8 тысяч рублей.
С 2018 года до 2020-го именно «Град» возил горожан по шестому маршруту: от соцзащиты до посёлка Мазульский и обратно. Выиграл он его за 7 миллионов рублей.
«Тайфун», как выясняется, тоже фирма исключительно удачливая. Она появилась в 2017 году, и за время своего существования выиграла восемь контрактов. Из них три – тоже с администрацией Ачинского района, и тоже на смешную сумму – 4 тысячи рублей. А оставшиеся пять контрактов – с кем бы вы думали? Правильно: с администрацией города Ачинска, на общую сумму 48,8 миллиона рублей. Вот совпадение, правда?
В частности, именно «Тайфуну» достался такой лакомый кусочек, как маршрут № 7 «Южная промзона – Вокзал». Этот маршрут был выигран в январе нынешнего года. За полтора года перевозок эта фирма получит в качестве субсидии 18 миллионов рублей. Этот контракт тоже подписан Ярославом Долгиревым.
В ЧЬЁМ КАРМАНЕ ИНТЕРЕС?
«А что же местные перевозчики?», – спросите вы. Местные на рынке пассажироперевозок тоже присутствуют. Например, в прошлом году были проведены торги на перевозку пассажиров по маршрутам № 3 и № 3у («Восточный – АГК»). Их начальная стоимость – 2,1 миллиона рублей. Выиграть удалось местной предпринимательнице Виктории Сидоровой. И то лишь благодаря тому, что она скинула стоимость до 125 тысяч рублей.
Маршрут № 1 этой предпринимательнице удалось выиграть в июле нынешнего года благодаря тому, что стоимость контракта она снизила с 27 миллионов рублей до 1,7 миллиона.
И вот тут возникает два вопроса: не за это ли ей сейчас и мстят красноярцы?
А вот второй вопрос – ещё интересней: если местным перевозчикам выгодно возить за 1,7 миллиона, то откуда берётся цифра 27 миллионов? И в чьих карманах в итоге оседает разница?
Спрашиваем, упаси Боже, не конкретно кого-то – вопрос этот риторический. А то красноярские парни, знаете ли, действуют жёстко.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены