Ачинский кадетский корпус имени Героя Советского Союза Г. Г. Голубева – одно из десяти самых крупных государственных кадетских учреждений Российской Федерации. Корпус создан 10 августа 1998 года на территории Ачинского военно-авиационного технического училища, а с 1 сентября 2012 года здесь на базе 10-11 классов формируются лётные классы, в которых готовят пилотов сверхлёгких воздушных судов. Затем выпускники этого класса по желанию становятся студентами вузов Военно-космических сил и гражданской авиации.
На данный момент в корпусе шесть старших классов.
— Эти кадеты в рамках дополнительного образования на аэродроме профессионального образовательного учреждения Красноярского авиаспортивного клуба добровольного общества содействия армии, авиации и флота России совершают по два прыжка с парашютом в год – осенью и весной, – рассказывает ротный Алексей Сурков.
17 сентября у кадетов-старшеклассников ачинского корпуса состоялись первые и очередные прыжки с парашютом. Для этого они прибыли на аэродром авиаспортивного клуба (расположен в Манском районе Красноярского края). Звучит, вроде, буднично, а на самом деле – адреналин, эмоции, сила характера и мужество 16-17-летних мальчишек просто зашкаливают! Там надо было присутствовать и видеть всё своими глазами. Дорога туда и обратно занимает 11 часов, и три часа длится подготовка перед прыжком. Перед вылетом – обязательное получение допуска к парашютным прыжкам. Медицинская сестра Марина Брюханова – отвечает за такой допуск. Она измеряет у каждого кадета артериальное давление, записывает рост и вес.
Затем начинается изучение парашютов, с которыми им вскоре придётся подружиться и стать одним целым, чтобы добиться отличного результата. Ребята изучают стропы и складывают парашют, прыгают со ступеней разновысотного трамплина и другое.
В авиаклубе – двое инструкторов: Сергей Гусев и Юрий Кимарин. В прошлом – бойцы ВДВ, они имеют стаж работы в клубе 13 и 20 лет соответственно. В их обязанности входит ведение наземной предпрыжковой подготовки, которая включает разминку голеностопа, нужные для прыжка упражнения и действия в воздухе, вырабатывание навыков правильного приземления с троссовой пятнадцатиметровой вышки.
— С ребятами легко работать, – говорит Сергей. – Они, в отличие от школьников, дисциплинированы, чётко выполняют команды, подготовлены морально и психологически для выполнения поставленной задачи. Наша цель – чтобы после прыжка был позитив, а не травма.
— Парашюты марки «Юниор» и «Д-6», которые мы предоставляем для прыжка, имеют стопроцентную автоматическую раскрываемость, – добавляет Юрий. – Впереди такого парашюта крепится ещё один – запасной. Приземляются все, главное – правильно выполнить всю последовательность действий.
Пока ребята готовятся к прыжку, в полевой кухне повара клуба готовят ароматную гречку с тушёнкой. Сначала – обед, а после – в небо!
На поле выруливает АН-2. Затем подтягиваются команды по 10 человек: ребята подобраны по весу, это очень важно. Спортсмены-парашютисты помогают кадетам грамотно одеться в шлем и два парашюта. Затем каждого парня записывают на камеру, где он докладывает о готовности к прыжку и отсутствии вопросов о выполнении задания. Ровным строем с выпускающим и инструктором они направляются к самолёту.
Матерчатый конус длиной четыре с половиной метра для указания направления ветра практически висит, что означает – полный штиль, а значит – погода для прыжка идеальна! Самолёт взлетает, набирает высоту 800 метров, и вот в небе появляются белые купола парашютов: на мгновение кажется, что они зависают. Волнение присутствующих внизу нарастает, и тоже висит в воздухе. Замерло всё… Родители кадетов – тоже здесь, они приехали поддержать своих сыновей.
Александр Зайцев, отец 11-классника Сергея, присутствует на прыжках сына уже третий раз. Причём на аэродром всегда едет не просто так, а с целью помочь: подвезти кого-то, купить по пути посуду для трапезы. У него – за плечами девять прыжков, а сын совершает прыжок уже на разряд.
Мама Артёма Платонова – Елена, говорит, что ей очень интересно лично присутствовать на таком событии. Артём прыгнул первым. «Настрой боевой, готов ко всему. Впереди – только военная служба», – говорит юноша.
— В прошлом году, – рассказывает ротный Алексей Андреевич, – у нас вся семья Шутовых в полном составе: мама Светлана и два её сына, один из которых, Тимофей, учится в нашем кадетском корпусе, – совершили свои первые прыжки».
Александр Ломов пришёл в кадетский корпус в 10 класс. Свой первый прыжок с парашютом он совершает только сейчас, учась в 11-м. Он – спортсмен по вольной борьбе и часто выезжает на различные соревнования. «Я не боюсь, и мне не страшно», – говорит он. А после прыжка сказал: «Всё прошло изумительно. Прыгать буду и впредь!»
Юрий Голубович только что совершил свой первый прыжок. «Было очень страшно делать шаг из самолёта, но пока летел, забыл обо всём, любовался красотой осенней природы. Чуть не приземлился из-за этого на деревья. Предпрыжковая подготовка пригодилась: быстро сориентировался, потянул стропы и приземлился на землю. Купол парашюта повис на дереве».
— Иногда полнота впечатлений накрывает, – рассказывает командир аэродрома Александр Решёткин, – и я забывают про безопасность. И травмы случаются. На этот случай – на спецплощадке за полем приземления обязательно находится медик, который в любой момент готов оказать квалифицированную помощь. В штате нашего авиаклуба 10 десять инструкторов. Сегодня с кадетами работают пятеро: два инструктора по первоначальной подготовке на тренажёрах, один – на проверке и укладке парашютов, один – на проверке надетых парашютов, один – выпускающий из самолёта. Свои два прыжка в год совершают кадеты всех корпусов края: Красноярского, Кедрового, Железногорского, Минусинского, Шарыповского, Канского, Лесосибирского. Именно Ачинский всегда на нашем поле представляет самую многочисленную команду: его сотрудники тренируют своих кадетов на регулярной основе, не пропуская ни одного прыжка, как и положено будущим лётчикам.
Автор этих строк летит в кабине самолёта в кресле второго пилота пассажиром-корреспондентом, вместе с командиром воздушного судна Александром Решёткиным. На голове у меня – самолётная гарнитура. Всё по-настоящему. Командир поднимает большой палец к верху. Наш полёт – заключительный. Кадеты сидят с невозмутимыми лицами, совершенно спокойными глазами. Открывается дверь самолёта, и юные парашютисты, по команде выпускающего инструктора, по одному выходят в эту дверь прямо в небо, забыв о страхе, призывая на помощь своё мужество. «Были бы крылья, а небо найдётся, и кто-то научит летать…» – слова из песни Merab Amzoevi.
Быть кадетом – значит, с детства учиться защищать свою Родину. Целью кадетского образования является подготовка государственного мужа, патриота, готового к высокопрофессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
5 октября в рамках учебного плана состоится новая серия прыжков…
Татьяна Касьянова
Фото автора
Тоже стоит почитать
В понедельник на «Младе» может остановиться производство
В Ачинске молоко делали непонятно из чего – Россельхознадзор
Минэкологии открыло в Ачинске второй пост контроля за качеством воздуха