24.11.2024

Каменка. Пять лет спустя

Склад боеприпасов взорвался в Каменке ровно пять лет назад – 5 августа 2019 года. Но местные жители до сих пор помнят эти события в мельчайших подробностях – так, как будто всё случилось вчера. Хроника тех страшных дней и воспоминания очевидцев – в нашем материале.

Неладное, как утверждают жители Каменки, они почувствовали ещё в первой половине дня.

— Целый день были слышны какие-то металлические звуки, – вспоминает Геннадий Костенков. – Часов, где-то, с одиннадцати.

Первый взрыв прозвучал в 17.10. Но даже услышав его, не все жители посёлка сразу поняли, что происходит.

— Я подумала, что ребятишки что-то бросили в окно, – рассказывает Надежда Клёсова. – Вышла посмотреть – а в доме разбиты почти все окна!

— И я тоже ничего сначала не поняла, – говорит Наталья Солдатенко. – Ведь мы никогда даже в мыслях не допускали, что наша часть может взорваться.

— В это время я как раз отправила внучку за хлебом в магазин, – говорит Татьяна Минько. – Она только-только пришла, мы встречаем её у порога, младший внук у ног крутится… И в это время содрогаются стены – задрожал весь дом! Я открываю дверь в подъезд – одновременно выбегает сосед с дочкой и кричит: «Быстро все на улицу! Земля горит, Каменка взрывается!». Я прижала к себе малого, внучку схватила за руку – и тоже бежать!

— А мы на тот момент ничего ещё не понимали – сначала просто вышли на спортплощадку, – вспоминает Ирина Маклецова. – Хотя я всю жизнь прожила в Каменке, но никаким образом не касалась воинской части – просто работала в школе, учила детей. Поэтому даже теоретически не представляла, что там может произойти. Ну а во дворе нам уже сказали, что лучше уехать.

В это время федеральные СМИ сообщают: на арсенале войсковой части взрываются артиллерийские боеприпасы 125 и 152 калибра. По некоторым данным, в складах могло находиться до 40 тысяч снарядов.

— Как говорится, если идёт война – ты хотя бы видишь, откуда стреляют, – говорит Александр Ефремов, ещё один житель посёлка. – А здесь бомбило во все стороны – и никто ничего не знает.

— Первые, кто побежал, – это были военные, – добавляет Геннадий Костенков.

Татьяна Минько рассказывает: на спортивной площадке собрались люди – и не знают, что делать.

— Был момент затишья, и мы подумали: может, вернуться домой? И тут снова – сильнейший взрыв, и всё небо в огне! А потом прямо над головой полетели осколки – и мы побежали через лес на «красную дорогу». А там уже – поток людей… Видим: летит над нами огромная болванка, перелетает через дорогу, падает, катится и горит. Вот это действительно было страшно… Двое парней в военной форме взяли моих внуков на руки и понесли по дороге дальше. Потом подъехал односельчанин на машине с прицепом – там лежали дрова. Малого через окно засунули в салон, хотя он уже был полный, а меня и внучку посадили на дрова – там тоже люди сидели. Так нас вывезли на асфальтированную дорогу – хотя снаряды летели уже и туда, но там хотя бы были машины скорой помощи…

— Меня схватили на улице солдаты, загрузили в машину, а я плачу: дед-то мой остался дома! – вспоминает Надежда Клёсова. – Они, спасибо, зашли в квартиру, забрали деда, замкнули дверь и отдали мне ключи. После этого увезли в Назарово.

— Конечно, было очень страшно. Но в первую очередь не за себя – тем более, я служил в армии, – а за детей, – признаётся Геннадий Костенков. – Представляете: бегу по дороге, слышу: «Бах!», и впереди меня появляется как будто лужа грязи. А это болванки летели. Жутко…

— Поступил вызов, и я поехал в Каменку, – вспоминает вечер 5 августа сотрудник скорой помощи Николай Нидерквель. – Сначала отправились в часть – помогали эвакуировать людей. Потом поехали к «задней дороге». Это ещё хорошо, что я – местный: знал, каким путём нужно повести свою бригаду. Дорога была перекопана, а мы – на большом, но низком «Форде». Спасибо, солдаты помогли: буквально «перекинули» машину. Мы выехали на дорогу, и там уже собирали пострадавших. Сколько их всего было – даже не считали.

Тем временем в городе и районе объявляется чрезвычайная ситуация. Жители Ачинска эвакуируются: как организованно, в развёрнутые пункты временного пребывания, так самостоятельно – за пределы города, к родственникам. На дорогах – сплошные пробки.

В Ачинск прибывают губернатор Александр Усс и замминистра обороны Дмитрий Булгаков. Сильные взрывы продолжаются до глубокой ночи, потом интенсивность снижается.  

На следующий день Следственный комитет сообщает об одном погибшем. Чуть позже становится известно и его имя: это Андрей Марачков, командир отделения ведомственной пожарной охраны.

В администрации города 6 августа проходит пресс-конференция, на которой Дмитрий Булгаков утверждает журналистам: только что лично побывал в Каменке – разрушения минимальны.

Однако в сеть попадают видеозаписи, из которых следует, что всё совсем не так, как рассказывает чиновник в погонах. Тем не менее, люди верят генералу и возвращаются в Каменку в надежде, что ничего опасного с ними больше не случится.

— Мы приехали с сыном – на территорию посёлка пропускали по паспортам только тех, кто прописан, – вспоминает Татьяна Минько. – Нас собрали в клубе, успокоили: взрывы будут продолжаться, но для нас они никакой опасности уже не представляют, можно возвращаться к «мирной жизни». В многоэтажках уже начали вставлять новые окна, а 9 августа прогремел такой сильный взрыв, что вынесло не только окна, но и стены. У нас на площадке три квартиры – они превратились в одну!

Всего по официальным данным во время событий в Каменке пострадали более 40 человек. Сегодня уже известно, что взрывы произошли из-за нарушения технологии разгрузки снарядов.

Такого бардака никогда не было, как в последние годы, – считает Александр Ефремов. – Командиры менялись как перчатки, и никому ничего не надо было…

Сразу после ЧП в Минобороны заявили о намерении расформировать войсковую часть. Но ликвидация уцелевших боеприпасов, как утверждают жители Каменки, продолжается до сих пор.

***

Командира пожарного отделения Андрея Марачкова, который погиб при тушении склада с боеприпасами, похоронили с воинскими почестями ещё до второй волны взрывов. Ровно через год его именем назвали одну из улиц в Юго-Восточном районе Ачинска и школу, где он учился.

Замминистра обороны Дмитрий Булгаков, который утверждал журналистам, что Каменка от взрывов почти не пострадала, несколько дней назад был арестован в рамках уголовного дела о поставке в армию некачественного питания по завышенной стоимости.

Суд над теми, кого следствие считает виновниками ЧП в Каменке, – а это бывший командир части, его заместитель и заведующая хранилищем – сегодня, спустя пять лет после взрывов, всё ещё продолжается…

Автор