23.11.2024

БАМ и не снилось

Накануне 50-летнего юбилея с начала строительства Байкало-Амурской магистрали супруги Мельниковы вспоминают, как участвовали в самом масштабном инфраструктурном проекте Советского Союза.

БАМ – это звонкое слово вошло в лексикон советских граждан ровно полвека назад, когда началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Промышленность страны стремительно развивалась, ей были нужны ресурсы. А чтобы получить доступ к богатствам недр – требовалась железная дорога.

Вторая причина – стратегическая: Транссиб проходит слишком близко к Китаю, и на случай военного конфликта – а отношения с восточным соседом у нас тогда складывались не ахти – нужен был резервный путь.

Весной 1974 года БАМ объявляется Всесоюзной ударной стройкой. Каждая из пятнадцати республик, а также регионы РСФСР, начинают строить железнодорожные станции по своим проектам. Например, за станцию Ния в Иркутской области отвечали грузины. Именно там в 1975 году начинали работать Валерий и Раиса Мельниковы.

— Мы в то время жили в Омске и всегда мечтали куда-нибудь поехать, – вспоминает Раиса Фёдоровна. – Супруг побывал на Саяно-Шушенской ГЭС, на Гусиноозёрской ГРЭС, Красноярской и Братской ГЭС…

— Я работал на ТЭЦ, и часто ездил в командировки, – рассказывает Валерий Филиппович. – Мне везде попадались только хорошие люди и красивая природа. Поэтому хотелось пожить в такой среде, где жизнь кипит, где всё только-только начинается. И тут – БАМ! О нём везде тогда писали, часто показывали по телевизору, и я решил поехать. Конечно, супруга удивилась – решение было неожиданным.

Байкало-Амурская магистраль – это не только рельсы и шпалы: это и мосты, и тоннели, и вся инфраструктура. Прежде чем построить железную дорогу, нужно было в тайге расчистить место и для неё, и для новых населённых пунктов.

13 августа Валерий Мельников приехал в Усть-Кут, где находился штаб БАМа. Работы по его специальности «инженер-электрик» ещё не было (организация СМП-581 только-только зарождалась), поэтому сначала пришлось потрудиться лесорубом.

На вертолёте Валерий прилетел на станцию Ния – вернее, на место её строительства. Поселился в 20-местной палатке, получил спецодежду…

— Так для меня и начался БАМ. Прорубили просеку под улицы будущего посёлка: пройти там могли только трелёвщики – колёсная техника просто тонула.

Далее перед СМП стояла задача прорубить просеку для железной дороги и построить водопропускные сооружения.

— У нас, в Ачинске, в августе ещё помидоры собирают, а там, в Ние, по утрам уже вода в умывальнике замерзает, – продолжает Валерий Мельников. – Возникла необходимость в дополнительной электростанции – её доставили тоже вертолётом.

Тут-то и пригодилась профессия Валерия Филипповича: благодаря ему в посёлке появилось устойчивое энергообеспечение. Через некоторое время на БАМ отправилась и его супруга с двумя детьми: одному было – семь, другому – три.

— Приехали в Усть-Кут, а там минус 44! – вспоминает Раиса Фёдоровна. – Муж встретил, поехали в Нию. Семейных в то время было ещё мало – муж добился для нас отдельного «походного» вагончика.

Нашлась работа и для Раисы Фёдоровны – она стала телефонисткой.

Поддерживать трудовой дух строителей БАМа регулярно приезжали известные творческие деятели. Незабываемой для Валерия Филипповича стала встреча с Робертом Рождественским – любимым поэтом ещё со школьных лет.

— В Нию я привёз с собой его книгу «Огромное небо», – говорит Валерий Филиппович. – Сижу рядом с ним, рассказываю, что знаю некоторые стихи наизусть. Он выслушал с интересом и подписал книгу.

Строить БАМ Мельниковы продолжили в Северобайкальске, где опять пришлось начинать быт с нуля и даже пережить пожар, затем – в Приморье. А потом ещё и на космодроме «Байконур» поработали – с нуля поставили электростанцию для запуска знаменитого «Бурана». Когда Союз распался, Мельниковы переехали в Ачинск, где жили родственники.

Самые тёплые воспоминания у семьи, конечно же, связаны именно с Байкало-Амурской магистралью: последним грандиозным проектом советской эпохи.

— Не все, кто приезжал, оставались на БАМе, – говорит Раиса Фёдоровна. – Далеко не все. И я сделала вывод: всё-таки те, кто выдерживал, – это люди особого склада характера.

— Для нас БАМ – это самая лучшая, романтическая и красивая часть жизни, – добавляет супруг. – Трудная – но трудности тоже были интересные. А самое главное – это люди: все были хорошими. Так уж нам повезло, наверное…

Автор