22.11.2024

Исследуя жизнь и себя: говорим с инструктором по туризму Галиной Губиной

В ноябре в рамках краевого фестиваля «Сибирь возможностей» были подведены итоги конкурса туристских походов и экспедиций обучающихся. В номинации «Туристско-краеведческие походы обучающихся первой-третьей степени сложности» третье место заняла команда инструктора детско-юношеского туризма ачинской «Планеты талантов» Галины Губиной.

Под поздравлениями в интернете один из комментаторов заметил, что «на Галине держится весь туризм города». Разумеется, мы не могли пройти мимо такого уникального специалиста и накануне выхода очередного номера «А» встретились с Галиной Губиной.

— Галина, как давно вы инструктор по туризму?

— Уже 16 лет.

— А как вообще пришли в эту сферу?

— Это произошло совершенно случайно. Хотя сейчас я не представляю себя ни в какой другой сфере: целый день сидеть в офисе – абсолютно не моё, мне нужно быть постоянно в движении. Однажды мой родственник буквально за руку привёл меня к директору со словами: «Вот девочка, она будет работать в туризме». Буквально на следующий день меня отправили на учёбу: на тот момент я просто занималась в клубе «Спасатель» при ачинском педагогическом колледже.

— Насколько я знаю, вы ходите в походы со взрослыми и с детьми?

— Да, и часто это – комбинированные группы.

Слышала, вы активно вовлекаете в туризм педагогов?

— Да, с учителями занимаемся в том числе и спортивным туризмом. Кстати, ежегодно в сентябре в Ачинске проходит городской педагогический слёт: уезжаем в лес с палатками на два-три дня, обычно, за посёлок Мазульский. Многие даже остаются на ночёвку. На самом деле всё проходит достаточно живо и интересно. Также с командой педагогов иногда выезжаем на различные соревнования уже за пределы Ачинска.   

— Педагоги участвуют потому, что так им «посоветовали» выше или всё-таки по своему желанию?

— Скажу так: даже если в первый раз поездка у некоторых происходит «из-под палки», это мини-путешествие настолько им откликается, что в последующем многие учителя с большим удовольствием принимают участие в педагогическом слёте.

— Какие у нас есть интересные места для походов?

— Мест достаточно, просто не многие о них знают. Если говорить о недолгих маршрутах по несколько часов, то взять хоть Айдашинскую пещеру на Руднике. Да, если просто прийти посмотреть на яму, каких-то особых эмоций вы не испытаете. Но если при этом вам расскажут об истории этого места, какие-то малоизвестные факты, будет гораздо интереснее. Или взять ачинскую палеолитическую стоянку, расположенные недалеко от садового общества «Тимирязево». На Белую гору можно сходить и с высоты посмотреть, где стоял первый острог в городе. Историю Ачинска, как показывает опыт, знают очень немногие. Можно проложить, конечно, и гораздо больший маршрут, допустим, километров на 20. Но, боюсь, не каждый ребёнок с таким расстоянием справится.

— Быстро устают?

— Да. Вот недавно ходили в поход на четыре километра. Когда я формировала группу, ко мне обратились воспитатели детского сада с просьбой взять детей с собой. Идти изъявили желание даже несколько родителей. Говорю: «Если уверены, что ваши «подготовишки» выдержат маршрут – без проблем». В итоге через совсем непродолжительное время после начала пути папы детей начали бубнеть, что устали.

— Вы даже на рафах по воде организовываете спуски? 

— Всё верно. Например, сплавляемся от Боготола, на ночёвку встаём в районе Красного завода – где есть дрова и подходящее место. В зависимости от расстояния, время маршрута занимает от двух до пяти дней.

— А на подольше – есть?

— Можно начать от Назарово: это семь дней пути.

— Неделя? Так много?

— Да, путь по воде составляет примерно 240 километров.

— Не страшно брать на себя ответственность за детей?

— В обязательном порядке провожу подробный инструктаж, строго соблюдаем технику безопасности. А вообще, мне, как правило, попадаются очень хорошие дети – все слушаются, все максимально заинтересованы в том, чтобы поход или сплав прошёл без происшествий. Кроме того, я не беру в сложные походы совсем маленьких детей, обычно это подростки от 13 до 17 лет, у которых и интересы одинаковые, и всегда найдутся общие темы для разговоров. Кстати, всегда приветствую, когда родители тоже принимают участие в походах вместе с детьми.

— Какие у вас самые любимые маршруты?

— Мне нравится Хакасия. Ездим туда вместе с педагогами. Исследуем в основном пещеры. Вы знали, что, например, только в Ширинском районе находится более 40 пещер?.. Обычно уезжаем на два дня: посещаем Тропу предков, а на второй день спускаемся в какую-нибудь археологическую пещеру метров на 200 вглубь. С новичками в особо сложные не ходим. Кстати, в одной из таких пещер обитают более 300 видов летучих мышей. Очень интересно на них посмотреть.

— Прежде чем спуститься в пещеру, вы о ней что-то знаете: её точную глубину, ходы-выходы и так далее?

— Перед спуском всегда изучаю карту пещеры: сейчас вся информация об этом есть в интернете. 

— При спуске в пещеру у кого-нибудь случаются приступы клаустрофобии?

— Да, бывает. И у детей в том числе. Лучше, если он поднимается на поверхность и успокоится. А потом, когда справится со своим страхом, сможет снова спуститься. А если не захочет – настаивать не стоит. Иногда случается так, что ребёнок, допустим, один раз принял участие в сплаве, понимает, что это не совсем его и больше не хочет заниматься туризмом. Такие ситуации – нормальные. Хотя, несколько раз было так, что ребёнок говорит: «Больше не поеду», а потом всё-равно приходит. Просто в моменте это кажется тяжёлым, всё-таки поход – это не лежать загорать на солнышке, ты находишься постоянно в движении: нужно грести, искать дрова, разводить костёр, собирать палатку и так далее. Не каждому такое времяпрепровождение по душе.  

— Не боитесь в походах встретить медведя?

— Мы обычно тщательно выбираем маршрут, но следы зверя иногда замечали. Если честно, всегда страшно. Я вообще по жизни ужасная трусиха: боюсь высоты, глубины, плавать не умею. Но не сидеть же со своими страхами дома… Скучно!

— Где ещё хотите побывать, что исследовать?

— Много где: например, на озере Байкал и на горе Эльбрус.  

Автор