В неприятную историю попала семья Даниловых, которая живёт в частном доме на улице Голубева. В 2019 году им поставили новый электросчётчик – причём оборудование установили в трансформаторной подстанции, которая расположена через дорогу. Доступа к ней Даниловы, естественно, иметь не могли: двери строения всегда заперты, а ключи есть только у сбытовой организации «КрасЭКо», которая обслуживает подстанцию. Предполагалось, что снимать с прибора показания будут сотрудники именно этого предприятия и передавать в «Красноярскэнергосбыт» для начисления платы.
Однако специалисты «КрасЭКо» допустили в акте ввода в эксплуатацию ошибку: они почему-то указали, что прибор находится не в подстанции, а на щите дома. Соответственно, сетевая организация не снимала показания и в энергосбыт их не передавала, считая, что это прерогатива хозяев дома.
В связи с отсутствием данных по потреблению «Красноярскэнергосбыт» всё это время начислял Даниловым плату не по показаниям, а по нормативу. Семья добросовестно оплачивала выставленные счета, задолженности не имела, но неоднократно обращалась в сетевую компанию с просьбой всё-таки навести порядок. Там отвечали, что разберутся, но шли месяцы, а квитанции по-прежнему приходили с расчётами не по факту, а по нормативу.
Поставщики электричества спохватились лишь в январе прошлого года. В ходе внеплановой проверки подстанции, на которую пригласили и Даниловых, обнаружилось: на счётчике – совсем другие контрольные пломбы; не те, которые были указаны в акте ввода прибора в эксплуатацию! Но ведь никакого ремонта или аварийных ситуаций за эти два года не случалось, а значит, причин для замены контрольных пломб у энергетиков не было.
Но это была не единственная причина для тревоги. На приборе имелись явные следы воздействия на счётный механизм, появление которых сетевая организация никак объяснить не смогла. Но это «КрасЭКо» ничуть не смутило: они сняли с этого прибора показания, а «Красноярскэнергосбыт» следом выставил потребителям счёт на всю катушку: 128 тысяч рублей.
Даниловы, разумеется, решили этот вопрос так не оставлять. Неоднократно обращались в обе организации с претензиями, просили провести экспертизу прибора учёта, были даже согласны провести экспертизу за свой счёт.
Но и в «КрасЭКо», и в «Красноярскэнергосбыте» по-прежнему настаивали: счётчик исправен, а значит, оснований для перерасчёта нет. Правда, в качестве утешения пообещали провести служебную проверку по поводу невесть откуда взявшихся пломб.
Поскольку Даниловы категорически отказывались оплачивать электричество, которое они не потребляли, «Красноярскэнергосбыт» обратился в суд и выиграл дело. В марте мировой судья выдал приказ о взыскании с Даниловых задолженности в размере 128 000 рублей.
30 апреля Даниловым позвонил сотрудник «Красноярскэнергосбыт» и пригрозил: если семья сию же минуту не погасит задолженность, им отрубят электричество. Побоявшись остаться без света, в тот же день представитель семьи приехал в сбытовую организацию. Учитывая, что на руках такой суммы не было, заключили договор: половину оплатили сразу, вторую половину договорились внести через некоторое время.
Однако 24 мая с карты одного из членов приставы списали ещё 128 тысяч рублей.
На требования вернуть, в таком случае, уже уплаченные 65 тысяч рублей, в «Красноярскэнергосбыте» ответили отказом.
Устав терпеть беззаконие, Даниловы тоже обратились в суд. Но даже там представители «КрасЭКо» продолжали настаивать на том, что прибор исправен. А то, что пломбы нарушены – дескать, с кем не бывает (цитата из судебного решения, от которой волосы дыбом встают): «бывают случаи, когда дежурный случайно дёрнул пломбу, и она оторвалась, тогда он устанавливает другую пломбу на счётчик».
Суд назначил экспертизу. В ходе разборки электросчётчика было установлено (ещё одна цитата из судебного решения): «корпус несанкционированно вскрывался, о чём свидетельствуют следы механических повреждений как на внешней поверхности, так и внутри корпуса. В ходе проведения осмотра счётного механизма… обнаружены следы механических повреждений в виде царапин, сколов, вмятин, задиров».
Поэтому суд пришёл к выводу, что показания, снятые с этого счётчика, не могут быть приняты для расчёта за потреблённую электрическую энергию. В пользу каждого члена семьи взыскано по четыре тысячи рублей в качестве компенсации морального вреда и штрафа.
К моменту, когда начались суды, «Красноярскэнергосбыт» добровольно возвратил Даниловым 65 тысяч рублей. А о том, что будет со 128 тысячами, нам рассказал Евгений Казаков, который представлял в суде интересы Даниловых:
— Теперь, чтобы вернуть эти деньги, нужно пройти определённую процедуру согласно Гражданско-процессуальному кодексу. Мы уже обратились в мировой суд с заявлением об отмене судебного приказа о взыскании с Даниловых 128 тысяч рублей. В том, что его отменят, никаких сомнений нет. Далее нам нужно обратиться с ещё одним заявлением – о повороте решения: как раз для того, чтобы эти деньги были возвращены. Вернут добровольно – хорошо; если нет – придётся это делать через Службу судебных приставов.
В целом могу сказать, что единицы из тех, у кого случаются конфликтные ситуации с энергетиками, обращаются в суд. Дело в том, что деятельность по энергообеспечению регулирует огромного количество различных подзаконных актов. Чтобы в них разобраться, нужно много времени и нервов. В нашем случае, например, несколько месяцев ушло на то, чтобы счётчик отправили на экспертизу. Поэтому неудивительно, что многие предпочитают не связываться и просто платят. Однако я считаю, что не нужно этого бояться – если правда на вашей стороне, то нужно это доказывать.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены